Великий шелковый путь как фактор развития цивилизации стран евразийских народов

№77-1,

исторические науки и археология

Постоянное перемещение по великому шёлковому пути и смешение населения также привело к передаче знаний, идей, культур и убеждений, что оказало глубокое влияние на историю и цивилизации евразийских народов.

Похожие материалы

Люди всегда перемещались с места на место и торговали со своими соседями, обмениваясь товарами, навыками и идеями. На протяжении всей истории Евразия пересекалась с коммуникационными путями и торговыми путями, которые постепенно соединялись с тем, что сегодня известно как шелковые пути; маршруты через сушу и море, по которым шелк и многие другие товары обменивались между людьми со всего мира. Морские маршруты были важной частью этой сети, связывающей Восток и Запад морем, и использовались, в частности, для торговли специями, став, таким образом, известными как маршруты специй.

Эти обширные сети, однако, несли в себе не только ценные товары: постоянное перемещение и смешение населения также привело к передаче знаний, идей, культур и убеждений, что оказало глубокое влияние на историю и цивилизации евразийских народов. Путешественников по шелковым дорогам привлекали не только торговля, но и интеллектуальный и культурный обмен, который происходил в городах вдоль шелковых дорог, многие из которых превращались в центры культуры и обучения. Таким образом, наука, искусство и литература, а также ремесла и технологии были распространены и распространены в обществах вдоль этих путей, и таким образом языки, религии и культуры развивались и влияли друг на друга.

Название «Шелковый путь» — впервые ввел в научный обиход немецкий ученый Фердинанд Фрайхерр фон Рихтгофен в 1877 г. в своем классическом труде «Китай». И это полностью оправданно, ибо именно шелк, как отметил другой немецкий ученый Альберт Херманн, был основным товаром, познакомившим в конце II-го в. до н.э. два разных мира — Запад и Восток. Но было бы совсем неоправданно сводить значение Великого Шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали духовные ценности и религиозные идеи.

Производство шелка и торговля шелком. Шелк — это текстиль древнего китайского происхождения, сотканный из белкового волокна, произведенного шелкопрядом, чтобы сделать его кокон, и был разработан, согласно китайской традиции, около 2700 года до нашей эры. Рассматриваемый как чрезвычайно ценный продукт, он был зарезервирован для исключительного использования китайского императорского двора для изготовления тканей, портьер, баннеров и других предметов престижа. Его производство хранилось в тайне в Китае около 3000 лет, и императорские указы приговорили к смерти любого, кто открыл иностранцу процесс его производства. Гробницы в провинции Хубэй, датируемые IV — III веками до нашей эры, содержат выдающиеся образцы шелковой работы, в том числе парчу, марлю и вышитый шелк, и первые полные шелковые одежды.

Однако китайская монополия на производство шелка не означала, что продукт был ограничен китайской Империей — напротив, шелк использовался в качестве дипломатического подарка, а также широко продавался, прежде всего с непосредственными соседями Китая, а затем и дальше, став одним из главных экспортных поставок Китая во времена династии Хань (206 до н. э. -220 гг. н. э.). Действительно, китайские полотна этого периода были найдены в Египте, на севере Монголии и в других местах.

В какой-то момент в I веке до н. э. шелк был введен в Римскую империю, где он считался экзотической роскошью и стал чрезвычайно популярным, с императорскими указами, издаваемыми для контроля цен. Его популярность продолжалась на протяжении всего Средневековья, с подробными Византийскими правилами изготовления шелковой одежды, иллюстрирующими его важность как квинтэссенции королевской ткани и важного источника дохода для короны. Кроме того, потребности Византийской Церкви в шелковых одеждах и повешениях были существенными. Таким образом, этот предмет роскоши стал одним из первых импульсов в развитии торговых путей из Европы на Дальний Восток.

Знания о шелковом производстве были очень ценными и, несмотря на усилия китайского императора, чтобы держать его в секрете, он в конечном итоге распространился за пределы Китая, сначала в Индию и Японию, затем в персидскую империю и, наконец, на запад в VI веке нашей эры. Об этом рассказывал историк Прокопий, написавший вVI веке:

Примерно в то же время пришли из Индии некоторые монахи и когда они удовлетворили Юстиниана Августа, что римляне больше не должны покупать шелк у персов, они пообещали императору, что они предоставят материалы для изготовления шелка, так что римляне никогда не должны искать бизнес такого рода от своего врага персов, или от любого другого народа вообще. Чтобы доказать этот факт, они вернулись в Индию. Когда они принесли яйца шёлкопряда в Византию, метод был изучен, как было сказано, они изменили их путем метаморфозы в червей шелкопряда, которые питаются листьями шелковицы. Так начиналось искусство изготовления шелка с этого времени в Римской империи.

Однако, в то время как торговля шелком была одной из первых катализаторов для торговых путей в Центральной Азии, это была только одна из широкого спектра продукции, которая торговалась между Востоком и Западом, в состав которой вошли текстиль, специи, зерна, овощи и фрукты, шкуры животных, инструменты, изделия из дереву, изделия из металла, предметы религиозного культа, произведения искусства, драгоценные камни и многое другое.

Эти торговые пути также не следовали только по одному пути, у торговцев был широкий выбор различных маршрутов, пересекающие различные регионы Восточной Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии и Дальнего Востока, а также морские маршруты, которые перевозили товары из Китая и Юго-Восточной Азии через Индийский океан в Африку, Индию и Ближний Восток.

Морская торговля была еще одной чрезвычайно важной отраслью этой глобальной торговой сети. Наиболее широко используемые для транспортировки специй, морские торговые пути также известны как дороги специй, поставляющие на рынки всего мира корицу, перец, имбирь, гвоздику и мускатный орех с островов Молучка в Индонезии (известных как острова специй), а также широкий спектр других товаров. Текстильные изделия, изделия из дерева, драгоценные камни, изделия из металла, благовония, древесина и шафран были проданы торговцами, путешествующими по этим маршрутам, которые простирались более чем на 15 000 километров от западного побережья Японии, мимо китайского побережья, через Юго-Восточную Азию и мимо Индии, чтобы добраться до Ближнего Востока и Средиземноморья.

История этих морских маршрутов восходит к тысячелетним связям между Аравийским полуостровом, Месопотамией и цивилизацией долины Инда. В раннем Средневековье эта сеть расширилась, поскольку моряки с Аравийского полуострова проложили новые торговые пути через Аравийское море и в Индийский океан. Действительно, морские торговые связи были установлены между Аравией и Китаем еще в VIII веке нашей эры.

Технологические достижения в области мореплавания, астрономии, а также техники судостроения в сочетании делают Морские Путешествия на большие расстояния более практичными. Оживленные прибрежные города выросли вокруг наиболее часто посещаемых портов вдоль этих маршрутов, таких как Занзибар, Александрия, Мускат и Гоа, и эти города стали богатыми центрами обмена товарами, идеями, языками и верованиями, с большими рынками и постоянно меняющимся населением торговцев и моряков.

Список литературы

  1. Мамлева Л. А. Становление Великого шёлкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua. 1999. № 2. С. 53—61.
  2. Hansen V. The Silk Road: A New History : [англ.]. — Oxford University Press, 2012. — 320 p. — ISBN 978-0-19-515931-8.
  3. Каримова С. Т. Учебно – методический комплекс по дисциплине история Узбекистана. Фергана 2016. Стр.151