Влияние занятий спортом на волевую сферу личности

№77-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается спорт как значимый фактор, участвующий в формировании волевого аспекта личности; представлены результаты исследования волевой сферы у студентов в зависимости от их вовлеченности в спортивную деятельность.

Похожие материалы

Спорт — это в первую очередь организованная по определённым правилам деятельность людей, представляющая собой специфический род физической активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ней путём разминки, тренировки [1].

Влияние физических видов спорта на состояние здоровья спортсмена неоспоримо: Вне зависимости от пола, возраста и направленности спортивной деятельности, у спортсмена улучшаются всевозможные физические показатели, в том числе — укрепляется и развивается нервная система. Этот факт крайне важен, так как в данном случае оказывается сильное позитивное воздействие на психику человека.

Соответственно, из-за взаимосвязи спорта с психическим состоянием человека, спортивная деятельность также неразрывно связана с преодолением спортсменами различных трудностей, которые условно можно разделить две группы: объективные и субъективные [2]:

Под объективными трудностями понимаются те трудности, которые обусловлены специфическими для данного вида спортивной деятельности препятствиями. Это большие тренировочные нагрузки, погодные условия деятельности (ветер, дождь, снег, освещенность), техническая сложность разучиваемых упражнений, поломка спортивного инвентаря, присутствие прессы и телевидения, негативная реакция зрителей, незнакомое место соревнований и невозможность провести полноценную разминку и т.д.

Субъективные трудности выражают личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спортивной деятельности (возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, например страха, неуверенности; снижение мотивации к деятельности или, наоборот, ее возрастание вследствие неотступности мыслей о первом месте, о побитии рекорда, о выполнении определенного норматива).

Преодоление этих трудностей зависит напрямую от развития волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого — другое.

Под волей (или силой воли) принято понимать способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением [3]. Соответственно воля — это своеобразный комплекс множества психических характеристик, обуславливающий умение человека преодолевать различного рода препятствия для достижения поставленных целей.

Каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Для их раскрытия нужен мощный эмоциональный подъем, значительно усиливающий работоспособность центральной нервной системы. Такой подъем и должна создавать правильно организованная психологическая подготовка, в которой особое место занимает морально-волевая. Следовательно, даже при развитых навыках целеполагания и наличии всевозможных средств к достижению цели, при условии слабо развитых волевых качеств, человек вряд ли сможет преодолеть возникающие перед ним препятствия и добиться желаемого результата.

В случае же спортсмена сила воли является ключевым фактором для достижения результата: от волевого потенциала личности зависит эффективность выполняемых человеком упражнений, а так же — результаты всевозможных спортивных соревнований, которые являются основой профессиональной карьеры любого спортсмена.

На основе всех вышеперечисленных факторов можно выдвинуть предположение о том, что люди, профессионально занимающиеся спортивными видами деятельности, имеют более развитую волевую сферу, нежели люди не занимающиеся спортом.

Для проверки данного утверждения была выбран тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана. Данная методика направлена направленна на определение волевого потенциала личности и включает в себя список из тридцати вопросов, ответы на которые оцениваются по шкалам индекса волевой саморегуляции, индекса настойчивости и индекса самообладания [4].

В нашем случае субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека — его стремление к завершению начатого дела, а субшкала «самооблодания» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

Методика была проведена на двадцати студентах УрГУПСа мужского пола, обучающихся на первом, втором и третьем курсе. Возрастной диапазон испытуемых составил от девятнадцати то двадцати одного года. Все испытуемые, в процессе проведения методики, были разделены на две группы: В состав первой группы входило десять человек, занимающихся профессиональным спортом и имеющих ряд спортивных достижений (доказательством наличия таковых являлись награды, кубки, свидетельства о призовых местах, занятых на соревнованиях). В состав второй группы входило десять человек, не имеющих и никогда не имевших прямого отношения к профессиональным занятиям спортом.

Полученные результаты исследования были представлены в виде следующих диаграмм:

Данные по первой группе испытуемых
Рисунок 1. Данные по первой группе испытуемых
Данные по второй группе испытуемых
Рисунок 2. Данные по второй группе испытуемых

Данные качественного анализа данных: в первой группе испытуемых по шкале «Волевая саморегуляция» 9 испытуемых получили высокий балл, 1 испытуемый — средний; По шкале «Настойчивость» 8 испытуемых получили высокий балл, 2 испытуемых — средний; По шкале «Самообладание» 8 испытуемых получили высокий балл, 2 испытуемых — средний;

Во второй группе испытуемых по шкале «Волевая саморегуляция» 5 испытуемых получили высокий балл, 3 испытуемых — средний, 2 испытуемых — низкий; По шкале «Настойчивость» 4 испытуемых получили высокий балл, 5 испытуемых — средний, 1 испытуемый — низкий; По шкале «Самообладание» 3 испытуемых получили высокий балл, 6 испытуемых — средний, 1 испытуемый — низкий;

Опираясь на полученные в процессе исследования количественные и качественные данные можно выдвинуть следующий список наблюдений:

  1. При сравнении результатов первой и второй группы по таким параметрам, как среднее значение, мода и медиана, отчетливо видны значимые различия в 6-7 баллов по всем вышеперечисленным параметрам. Соответственно более высокие баллы по шкалам всех 3-ех волевых качеств были набраны в группе спортсменов. Причиной подобных различий скорее всего является необходимость развития волевой сферы для построения спортивной карьеры и достижения значимых результатов в различных спортивных соревнованиях.
  2. По параметру минимального значения по шкале волевой саморегуляции разница в баллах между двумя группами достигает значение 9 — ти. Данное наблюдение еще раз демонстрирует нам повышенную значимость развития волевой сферы для спортсменов, в отличии от людей, не вовлеченных в спортивную деятельность.
  3. При анализе качественных показателей наблюдается следующая ситуация: высокие показатели по шкалам волевых качеств встречаются в группе спортсменов в 80-90 % случаев, в то время как во второй группе высокие показатели были набраны в 30-50% случаев. Отдельно стоит отметить тот факт, что среди спортсменов не было ни одного испытуемого, который бы получил низкий показатель по одной из представленных шкал.

Таким образом, на основе представленного количественного и качественного анализа данных, а также полученных наблюдений, можно сделать вывод о том, что полученные данные подтверждают выдвинутое ранее предположение о более развитой волевой сфере спортсменов при их сравнении с людьми, не имеющих прямого отношения к спортивной деятельности.

Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Спорт
  2. http://studbooks.net/719990/psihologiya/emotsionalno_volevoy_komponent_razvitiya_lichnosti_sportsmena
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Воля_(психология)
  4. Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов (сост.) «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов//Учеб. пособие. — М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996.