Применение инновационных технологий в физическом воспитании детей и молодежи

№90-1,

педагогические науки

Проанализированы основные подходы к определению понятий «инновация», «инновационные технологии». Выяснены особенности инновационных процессов в физической культуре. Определены варианты внедрения инновационных технологий на уроках физической культуры.

Похожие материалы

Постановка проблемы

На современном этапе развития физической культуры одной из главных задач этой отрасли является организация физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому значительное внимание в физическом воспитании детей и молодежи ученые обращают на применение инновационных технологий, которые способствуют не только совершенствованию двигательных качеств и соблюдению здорового образа жизни, но и повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Как отмечают ученые, инновации имеют целью решения актуальной проблемы, а также положительные изменения в содержании, организации и технологии обучения.

Анализ последних исследований и публикаций

В научной литературе находим ряд научных исследований, посвященных проблеме применения инновационных технологий в системе физического воспитания дошкольников, школьников и учащейся молодежи [1, 2, 4, 5]. В то же время недостаточно исследованными остаются вопросы, посвященные обоснованию сущности и содержания инновационных технологий в физическом воспитании.

Цель статьи

Главной целью этой работы является анализ проблемы применения инновационных технологий в физическом воспитании детей и молодежи.

Изложение основного материала

Инновационные технологии в современной научной литературе рассматриваются как процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности в результате которой создаются нововведения, которые вызывают качественные изменения [5].

В результате исследования процессов возникновения оздоровительных инноваций и развития физической культуры и физкультурного образования молодежи были выделены признаки инноваций в этой сфере:

  • цикличность развития — инновации в развитии проходят одинаковые стадии;
  • связь со временем — соответствие инноваций современным требованиям общества;
  • новизна качества — революционные изменения в подходах к оздоровлению;
  • системность преобразования — инновации возникают на всех уровнях организации оздоровительной деятельности [4].

Важным признаком инноваций также является их способность к превращению существующих форм и методов воспитания, к создания новых целей и средств ее реализации. Эффективное применение таких инновационных технологий в процессе физического воспитания:

  • кооперативно-групповое обучение, что дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки;
  • интерактивный методически организационный комплекс можно отнести к информационным технологиям обучения, предоставляющих доступ к нетрадиционным источникам информации (электронная библиотека, сайты Интернета, социальные сети);
  • применение мультимедиа, является новой технологией, обладающей совокупностью приемов, методов, способов создания, обработки, хранения и

передачи аудиовизуальной информации, основанной на использовании электронных носителей или Интернет-источников, электронных библиотек.

Новейшие инновационные технологии, несут в себе не столько предметное содержание, сколько такие способы организации различных видов деятельности учащихся и организационные формы образовательного процесса, создают оптимальные возможности для обучения.

Инновационные технологии должны включать совокупность действий, операций и процедур, которые инструментально обеспечивают достижение диагностированного результата в образовательно-воспитательном процессе.

На уроках физической культуры педагогам целесообразно использовать средства, которые способствовали бы повышению интереса учащихся к занятиям физической культурой, формированию потребности в движениях.

В процессе профильного обучения по спортивному направлению значительное место должны занимать курсы по выбору, которые создаются за счет вариативного компонента содержания программы. Именно спецкурсы расширяют основной курс предмета с профилем обучения, дают возможность для организации творческой работы, систему индивидуальных заданий профессиональной направленности, обеспечивают индивидуальные интересы каждого учащегося, а именно: — углубленное и расширенное изучение профильных предметов — формирование индивидуальной образовательной траектории в обучении, ориентацию на осознанный выбор будущего профиля обучения, а в дальнейшем и профессии — способствуют изучению непрофильных предметов.

Заключение

Эффективное включение в процесс физического воспитания инновационных технологий позволяет качественно обеспечить учащихся информацией, сформировать устойчивый интерес и развить мотивацию к занятиям по физической культуре. Использование инновационных технологий в физическом воспитании детей и молодежи способствуют: активизации физкультурно-оздоровительной работы, привлечению их к систематическим занятиям физической культурой, формируют самостоятельность, творческую активность, инициативу.

Список литературы

  1. Дикий А.Ю. Проблемы профильного обучения по спортивному направлению старшеклассников / А.Ю. Дикий // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе. - 2016. - № 3. - С. 65-68.
  2. Елисеева Д.С. Инновационная технология укрепления здоровья детей старшего школьного возраста в процессе физического воспитания: «Физическая культура, физическое воспитание разных слоев населения» / Д.С. Елисеева. - Днепр, 2016. - С. 135-139.
  3. Лахно Е.Г. Инновационные технологии развития психомоторных способностей в физическом воспитании детей / Е.Г. Лахно. - М., 2013. – С. 208-211.
  4. Москаленко Н.В. Инновационная деятельность в воспитании общеобразовательных учебных заведений / Н.В. Москаленко // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе. - 2015. - № 4. -
  5. Школа А.Н. Использование инновационных технологий в процессе обучения студентов и организации соревнований из разных видов спорта / А.Н. школа, А.И. Грищенко, Л.К. Грищенко // Scientific Journal «ScienceRise». Серия: Педагогические науки. - 2014. - № 3. - С. 59-63.