Изучение проблемы формирования здорового образа жизни среди студенческой молодежи

№90-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены особенности формирования здорового образа жизни среди студенческой молодежи. Проанализированы результаты проведенного исследования студентов по представления у них о здоровом образе жизни.

Похожие материалы

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению физического и психического здоровья подростков, прежде всего, вследствие несоблюдения здорового образа жизни, употребления алкогольных напитков, наркотических и других психотропных веществ.

Здоровый образ жизни — это все в человеческой деятельности, касающееся сохранения и укрепления здоровья, все, что способствует выполнению человеком своих человеческих функций через деятельность по оздоровлению условий жизни — труда, отдыха, быта [1, с. 40].

Составляющие здорового образа жизни включают элементы, касающиеся всех аспектов здоровья — физического, психологического, социального и духовного.

Важнейшие из этих элементов:

  • осознание ценности здоровье; отсутствие вредных привычек;
  • доступ к рациональному, сбалансированному питанию;
  • условия быта;
  • условия труда;
  • двигательная активность.

На состояние здоровья студентов влияет ряд причин:

  • - эмоциональный дискомфорт, вызванный трудностями обучения;
  • сложность отношений в системе «студенты — преподаватели — родители»;
  • интенсивное негативное влияние среды обитания, рост чувства неуверенности, недовольства собой и миром [2, с. 2].

Формированию здорового образа жизни у молодёжи способствуют следующие факторы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, двигательная активность, рациональное питание.

Количество выпускников школ, которые являются практически здоровыми, составляет лишь 5%-15%. Что является свидетельством негативного отношения молодежи к собственному здоровью. Анализ научных исследований свидетельствует об отсутствии однозначного подхода к проблеме формирования здорового образа жизни. Однако различные определения, классификации здоровья, здорового образа жизни в целом не противоречат друг другу и позволяют рассматривать их с разных позиций. Вместе с тем, эта проблема требует более тщательного изучения по применению конкретных форм и методов работы.

Целью нашего исследования является изучение содержания и направления, формы и методы работы по формированию здорового образа жизни у молодежи.

Были поставлены следующие основные задачи:

  • выявить, что понимают студенты под понятием «здоровый образ жизни»;
  • узнать, хотят ли студенты вести здоровый образ жизни;
  • определить причины, которые мешают вести здоровый образ жизни.

Изложение основного материала

В исследовании приняли участие 28 юношей (56%) и 22 девушки (44%) в возрасте 19-22 лет. На вопрос «Есть ли у Вас вредные привычки?» 12 юношей (43%) ответили «Да», 16 (57%) — «Нет». Среди девушек 9 (41%) имеют вредные привычки и 13 (59%) — не имеют. Относительно вопроса о соблюдении правильного режима питания, можно сказать, что студенты не уделяют достаточного внимания правильном питанию.

На вопрос «занимались ли Вы каким-либо видом спорта, посещали спортивную секцию?» 26 юношей (93%) ответили «Да» и 2 (7 %) — «Нет». Среди девушек 18 (82%) занимались спортом и 4 (18%) — нет.

Следующий вопрос «Когда Вы в последний раз занимались физическими упражнениями?», «Вчера» ответили 20 юношей (71%) и 14 девушек (64%), «Неделю назад» — 8 юношей (29%) и 6 девушек (27%), «Месяц назад» — никто не дал такой ответ и 2 девушки (9%) не помнят, когда в последний раз занимались спортом.

На вопрос «Как Вы считаете, способствует здоровый образ жизни успеху в других сферах человеческой деятельности (учеба, работа и так далее)?». 40 студентов (80%) ответили «Да», и 10 (20%) — «Трудно ответить на этот вопрос».

Из полученного результата анкетирования можно сделать вывод, что большинство опрошенных студентов считают, — здоровый образ жизни способствует успеху в других сферах человеческой деятельности.

На вопрос «Часто ли Вы задумываетесь о правильности своего образа жизни?», 12 юношей (42%) ответили, что редко задумываются, 8 (29%) — часто думают и 8 (29%) не думают вообще. Среди девушек 16 (73%) редко задумываются, 4 (18%) — часто и 2 девушек (9%) не думают о своём образе жизни вообще.

Студенты- первокурсники чаще задумываются о правильности своего образа жизни. Большинство респондентов считают, что здоровый образ жизни- «это здорово». На вопрос «Какое количество денег Вы тратите на приобретение витаминов, полезных продуктов питания (фрукты, овощи и т. д.)?» 30 студентов (60%) ответили, что тратят достаточное количество денег, 10 (20%) — тратят мало денег, 10 (20%) вообще не тратят на это средства.

Для того, чтобы поднять жизненный тонус, большинство респондентов считают, что необходимо: соблюдение режима дня — 35%, занятия спортом — 40%, постоянные прогулки на природе — 19% и положительные эмоции — 6%.

На вопрос «Абсолютно здоровая нация — это иллюзия, или реальность?», Большинство студентов — 20 (71%) считают, что иллюзия, 8 (29%) — реальность.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, мы считаем, что в настоящее время необходима разработка рекомендаций для специалистов социальной сферы с целью формирования у молодежи здорового образа жизни. Для успешного формирования навыков здорового образа жизни важно сотрудничество различных специалистов (социальных работников, социальных педагогов, психологов, педагогов, врачей и др.) и проведение соответствующей государственной политики.

Выводы

Итак, улучшение выше упомянутой ситуации потребует активизации процесса формирования здорового образа жизни и воспитания ответственного отношения к выбору образа жизни со стороны молодежи. Влияние на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи должно проводиться на четырех уровнях: индивидуальном, групповом, в организации (учреждения, учреждения), уровне общества.

Список литературы

  1. Ананьев А. С., Смирнова О. В., Ананьев Ю. С. Формирование ценностей здорового образа жизни старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 410–411. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85822.htm.
  2. Бовин И.Б. Социокультурные представления о здоровье в молодёжной среде / И.Б. Бовин // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С. 90-97.
  3. Гребенников О.В., Толстик А.О. Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 43–46. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56410.htm.
  4. Шехтман А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm.