Опыт и перспективы применения проектного финансирования в России

№78-1,

экономические науки

В статье рассматривается современная ситуация в сфере применения проектного финансирования в РФ. Проводится оценка факторов, влияющих на применение проектного финансирования российскими коммерческими банками.

Похожие материалы

Проектное финансирование для российского рынка еще достаточно молодой метод финансирования, но, не смотря на это, для него открываются хорошие перспективы. Проектное финансирование является одним из перспективных способов финансирования для крупных проектов. Оно позволяет инициаторам компании начать свою деятельность с «чистого листа», что очень важно не только для государственных органов и участников проекта, но и для самого проекта, так как его эффективность зависит от полного контроля всех аспектов процесса его реализации. Но главная трудность связанна с тем, что данный вид финансирования сопряжен с большими рисками, которые значительно влияют на его стоимость. Вместе с тем, это, пожалуй, единственный приемлемый метод финансирования для крупного бизнеса.

В России уже наработан определенный опыт применения проектного финансирования, основываясь на западных примерах. Основная часть реализуемых проектов связанна с нефтяной и газовой отраслями, в других сферах есть единичные примеры применения данного вида финансирования. Но в основном это крупнейшие представители сектора, для более мелких предприятий проектное финансирование пока недоступно.

Западные инвесторы не особо активно участвуют в финансировании российских проектов, так как риски неоправданно высоки, они предпочитают участвовать в крупных международных проектах, абсолютное большинство которых успешно и в будущем принесет прибыль. Российские инвесторы также не спешат финансировать перспективные проекты, полностью «российских» реализованных проектов пока только единицы.

Также достаточно сложная ситуация складывается с финансированием региональных проектов из-за высоких административных рисков. Административные риски в данной сфере связаны с большими затратами времени на оформление пакета необходимых документов и согласований. В данном случае необходимо четкая нормативно-правовая регламентация перечня документов и сроков их подготовки. Также важен дальнейший контроль за правильным и своевременным исполнением всех предписанных законом норм.

Отсутствие практического опыта проектного финансирования отрицательно сказывается на продвижении данного вида кредитования в России, так как, банки предпочитают не финансировать региональные проекты, избегая дополнительных рисков. Для реализации проектов с использованием проектного финансирования приходится привлекать зарубежных специалистов, обладающих большим опытом в данной области, но иностранные инвесторы пока не проявляют интереса к российскому рынку проектного финансирования.

Все перечисленные аспекты препятствуют развитию проектного финансирования в России. Главная же причина — не отсутствие средств, а поведенческая особенность, связанная с отсутствием квалифицированных специалистов, опыта в данной области, и нежеланием участвовать в рискованных проектах. Выходом из сложившейся ситуации может послужить пример кредитования крупных и приоритетных инвестиционных проектов посредством проектного финансирования государственными банками, который затем будут перенимать крупные частные банки. Также важны государственные гарантии при вложении финансовых средств в общественно значимые проекты.

Однако в России существует ряд положительных примеров финансирования проектов при помощи проектного финансирования (таблица 1).

Таблица 1. Примеры проектного финансирования в России

Наименование проекта

Объем

инвестиций

Инициатор проекта

Основные участники

финансирования

проекта

«Южный

поток»

Ориентировочно

8,6 млрд. €

ОАО «Газпром» и Eni

ОАО «Газпром» — 50%, ENI — 20%, Wintershall Holding и EDF — по 15%

Проект БЭМО

50 млрд. руб.

РусГидро, РусАл

Внешэкономбанк

Nord Stream / «Северный поток»

€ 6,4 млрд.

ОАО «Газпром», Wintershall Holding GmbH/BASF,E.ON Ruhrgas AG, N.V. Nederlandse Gasunie и GDF SUEZ.

Консорциум зарубежных банков

Адлерская ТЭС

194,5 млрд. руб.

ООО «Газпром инвестпроект»

Внешэкономбанк

«РусВинил»

750 млн. €

«СИБУР», бельгийская компания «SolVin»

Сбербанк РФ, Европейский банк реконструкции и развития, BNP Paribas, ING Bank N.V., HSBC

«Восточная Сибирь — Тихий океан» — 1

420 млрд. руб.

ОАО «Транснефть»

Банк Развития Китая, ОАО «Транснефть»

«Восточная Сибирь — Тихий океан» — 2

5,7 млрд. руб.

ООО «Дальневосточные магистральные нефтопроводы» (дочка ОАО «Транснефть»)

Банк Развития Китая, ОАО «Транснефть»

Строительство нового аэропорт «Южный» в г. Ростове-на-Дону

37,2 млрд. руб.

ОАО «Ростоваэроинвест»

федеральный бюджет — 17,99 млрд руб.;

областной бюджет — 907,1 млн руб.;

внебюджетные источники — 18306,2 млн руб.

«Цифровой каркас России. Этап 1»

19,5 млрд. руб.

ОАО «Ростелеком»

ОАО Банк ВТБ

Источник: составлено автором.

В России основная часть средств в рамках проектного финансирования предоставляется нефте- и газодобывающим предприятиям. Они составляют около 80 % всех проектов. В основном финансирование предоставляется на строительство трубопроводов для транспортировки горючего или для разработки месторождений. Это объяснимо, так как данные проекты требуют значительных денежных средств, практически всегда это международные соглашения, что усложняет процесс подготовки документации, получения разрешений, проведения экологических экспертиз. Тратится не один год перед тем, как приступить к непосредственному строительству объектов. Также процесс реализации проекта осложняется климатическими условиями в России, так как работы приходится вести в районах вечной мерзлоты, сейсмически опасных зонах, и все это необходимо учитывать при планировании и реализации проекта. Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной в мире, при этом половина ресурсов идет на экспорт. Доходы от продажи нефти и газа составляют большую часть поступлений в бюджет страны. Но немаловажным аспектом является истощение запасов, так как крупные месторождения, запущенные еще в советские времена, сейчас показывают нелучшие результаты. Например, на Самотлорском месторождении на пике добыча нефти составляла 150 млн. т в год, а сейчас всего 17 млн. т. Такая же ситуация наблюдается и в газовой отрасли. Еще недавно такие крупные месторождения, как Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, приносили до 500 млрд. м3, то в настоящее время количество добываемого сырья уменьшается, и к 2030 году будет составлять не более 80 млрд. м3. По мнению экспертов, доказанных запасов нефти в стране хватит на 23,5 года, а газа на 73,5 года.

Но, не смотря на сложившуюся ситуацию, государство не только надеется на поддержание того же уровня добычи, но и планирует его увеличить в несколько раз. В сложившейся ситуации еще не идет речи об ухудшении общего состояния отрасли, но для этого необходимо принять ряд мер.

Для проектного финансирования открываются хорошие перспективы, так как Россия является одной из богатейших по количеству запасов полезных ископаемых страной, из 23 гигантских месторождений газа в мире около половины находятся в России, самое крупное Самотлорское месторождение нефти в стране входит в десятку гигантов мира.

Почти все крупные месторождения нефти и газа находятся на территории Западной Сибири. Месторождения — гиганты, освоение которых началось еще в советские времена, уже не обеспечивают нужным объемом сырья, хотя они еще до конца не освоены, но для дальнейших работ необходимо применение нового усовершенствованного оборудования.

Российские сырьевые гиганты уже сейчас активно занимаются разработкой новых технологий добычи в арктических условиях, вкладываются большие объемы инвестиций для стимулирования развития данного процесса, проводятся тендеры на право владения месторождениями, заключаются международные соглашения между крупными и опытными компаниями в области нефтедобычи. Для многих месторождений уже составлены проекты разработки, но начало их реализации тормозят внешние факторы, на которые добывающие компании никак не могут повлиять.

Наиболее важным из них является налоговое бремя. Отсутствие каких-либо налоговых преференций отталкивает компании от перспективных проектов. Например, акционеры Штокмановского проекта приостановили его освоение из-за отсутствия достаточных налоговых льгот для работы в арктических условиях.

Также НК РФ предоставляет возможность уменьшения налогооблагаемой базы на величину средства, полученных от оказания государственных услуг, и от исполнения иных государственных или муниципальных функций. Также существуют отдельные виды доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы, например, субсидии, безвозмездная помощь, налоговые вычеты. Абсолютное большинство реализуемых проектов в стране имеет государственную важность, все они относятся к добывающей отрасли, чаще всего нефтяной и газовой. Доходы от реализации этих проектов приносят в государственную казну значительные налоговые поступления и являются доминирующими в структуре государственного бюджета. При таком развитии событий государственная поддержка и предоставление различных преференций является логичной и необходимой составляющей реализации крупного проекта.

Разработка месторождений — всегда трудоемкий и ресурсоемкий процесс, поэтому привлечение средств с помощью проектного финансирования наиболее целесообразно. За счет создания новой проектной компании достигается прозрачность всех операций, что необходимо для всех инвесторов. Тормозит процесс развития и активного использования проектного финансирования законодательная неопределенность, ни в одном законе нет даже примерной формулировки определения проектного финансирования. Хотя данный вид финансирования достаточно распространен в мире, успешно применяется и открывает хорошие перспективы для промышленных и многих других компаний. Возможно, было бы целесообразно разработать закон о проектном финансировании, который зарегламентировал основные понятия, права и обязанности сторон, рассмотрел и определил все основные важные аспекты данного вида кредитования.

Также, для стимулирования применения проектного финансирования является введение особого налогового режима для проектных компаний. Так, например, есть специальный налоговый режим для предприятий, использующих соглашение о разделе продукции. При данном способе финансирования компании заранее в договоре определяют, какой объем продукции получит каждая из сторон. Обычно одним из участников такого соглашения является иностранные компании, которые обладают определёнными знаниями и опытом в той или иной отрасли, и оказывают свои услуги российским правообладателям недр.

При применении данной схемы компании освобождаются от уплаты региональных и местных налогов и сборов. Инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; платежи за пользование природными ресурсами; плату за негативное воздействие на окружающую среду; водный налог; государственную пошлину; таможенные сборы; земельный налог; акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное НК РФ.[1]

При использовании данного соглашения 32 % поступлений от произведенной продукции получает государство, если процесс реализации проекта идет успешно, объем отчислений может увеличиваться. Из этого следует, что данные проекты имеют дополнительные гарантии, что способствует активному применению данного способа инвестирования.

Приведенную выше практику можно было бы применить и при использовании проектного финансирования. Уменьшить налоговое бремя на величину региональных и местных налогов, при необходимости предоставлять дополнительные налоговые льготы, так как проекты, реализация которых планируется в ближайшем будущем, требуют намного больших вложений, чем уже осваиваемые месторождения, особенно капиталоемкими являются работы на континентальном шельфе в условиях Арктики.

Все проекты, реализуемые посредством проектного финансирования, имеют государственную важность, но из-за высокого политического риска многие перспективные инвесторы оказываются от участия в них. В данной ситуации целесообразно со стороны государства предоставлять таким проектам дополнительные гарантии. Это сможет привлечь дополнительных инвесторов, ускорить процесс начала реализации проекта, построению надежных долгосрочных отношений с различными компаниями. Такое участие государства ускорит процесс привлечения необходимых средств и ввода проекта в эксплуатацию.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2013). – URL: http://consultant.ru/. (дата обращения – 12.09.2017).
  2. Терентьева М.В. Проектное финансирование: долгосрочные инве-стиционные операции банков: теоретическое исследование: монография / Терентьева М.В., Гончаров А.И.. - Волгоград: Перемена, 2002. - 224 с.
  3. Об эффективности господдержки в России проектного финансиро-вания. Федеральный Центр Проектного финансирования. URL: http://www.fcpf.ru/directions/. (дата обращения – 12.09.2017).