Актуальность рассмотрения вопросов износа узлов трения автотранспортной техники в системе МЧС России

№78-1,

технические науки

Одним из приоритетных научных направлений научно-технической политики МЧС в настоящее время является повышение уровня технического оснащения пожарной охраны России. Сотрудниками кафедры механики и инженерной графики в соответствии с указанным направлением проводится активная работа по созданию новых, прогрессивных смазочных композиций, призванных повысить надежность и безотказность работы аварийно-спасательной техники МЧС.

Похожие материалы

Одним из приоритетных научных направлений научно-технической политики МЧС в настоящее время является повышение уровня технического оснащения пожарной охраны России. Сотрудниками кафедры механики и инженерной графики в соответствии с указанным направлением проводится активная работа по созданию новых, прогрессивных смазочных композиций, призванных повысить надежность и безотказность работы аварийно-спасательной техники МЧС.

Особое место в отрасли транспортного машиностроения занимает развитие производств противопожарной и спасательной техники. Все мы понимаем, что без современной и мощной научно-технической базы невозможно решить весь комплекс проблем, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время в подразделениях ГПС МЧС России эксплуатируется более 15000 основных пожарных автомобилей, более 3500 специальных пожарных автомобилей и свыше 13500 единиц оперативно-служебного транспорта. Одновременно на вооружении у подразделений находится около 200 наименований пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования. И все это перечисленное оборудование следует содержать в надлежащем порядке, обеспечивая его надежность и нормативный срок службы [3].

Вполне естественно столь важную и дорогостоящую технику необходимо поддерживать в хорошем рабочем состоянии и в постоянной боевой готовности. Это может быть достигнуто своевременным качественным обслуживанием пожарной техники и применением современных высокоэффективных смазочных материалов.

Весьма важным моментом является сокращение времени прибытия к месту вызова, что напрямую зависит от степени боевой готовности пожарного автомобиля. Специалисты считают, что в случае задержки прибытия оперативных расчетов к месту пожара, резко возрастают размеры социально-экономических последствий от огня. По оценке английских специалистов [8], например, потеря каждой минуты при следовании на пожар в середине 70-х годов приводила к гибели двух человек на каждые 100 пожаров и дополнительной потере 60 — 70 фунтов стерлингов в производственных и других нежилых помещениях. Аналогичные оценки имеются в американских работах. Исследования также показывают, что потери от пожара в течение первых 10 мин. составляют 1500 — 2000 ф. ст. в минуту, затем растут в ускоряющемся темпе. Приводятся также данные о влиянии внедренной в округе Вест-Мидленс (Великобритания) современной компьютерной системы (стоимостью 5 млн. ф. ст.) на сокращение времени прибытия к месту вызова пожарных подразделений. Отмечено, в частности, что в 60% пожаров время прибытия подразделений сократилось на 2 мин., что дало уменьшение годовых потерь на 10 млн.ф.ст. [1]. Это означает, что чем быстрее прибывает первый оперативный расчет (и все остальные) к месту вызова, чем совершеннее дислокация пожарных подразделений, тем выше эффективность их деятельности.

Актуальной задачей современного машиностроения является рациональное применение смазочных материалов, определяющих во многих случаях работоспособность и долговечность машин. Сложные условия эксплуатации современных машин резко повысили требования к смазочным материалам. В результате этого получила дальнейшее развитие теория смазочного действия, особенно при граничном трении. Возникла необходимость глубокого изучения механизмов и закономерностей механического и физико-химического действия смазок различного состава при различных условиях трения. Особое значение приобретает применение присадок к смазочным маслам.

Вопросы износа являются главными в общей проблеме трения, смазки и износа. Каждый новый шаг в развитии машин, механизмов и приборов связан с изучением явлений, протекающих в зоне контакта деталей, с учетом прочностных характеристик поверхностей и их разрушения (износа). В борьбе с износом на первом месте стоит задача создания общей теории сопротивления изнашиванию материалов. Эта теория необходима для обоснованного применения конструкционных, технологических и эксплуатационных средств по устранению недопустимых патологических процессов повреждаемости и достижению минимального износа.

Трение, смазка и износ в машинах органически связаны между собой. Невозможно говорить о решении задачи износостойкости без привлечения представлений теории трения и смазки или о разработке смазочной техники и материалов без понимания сущности явлений трения и износа. Неразрывная связь между задачами трения, смазки и износа всегда выступает на первый план в исследовательских работах, имеющих прикладное направление. Между тем, эти три взаимосвязанные области во многих теоретических работах рассматриваются раздельно как самостоятельные.

В теоретических исследованиях наиболее разработана механическая сторона явлений, при этом физические представления в большинстве случаев противоречивы или недостаточны, химические явления еще менее изучены. Мало используются последние достижения тех дисциплин, которые должны составлять основу науки о трении, смазке и износе, не являющейся самостоятельной среди естественных наук. Ее основные положения и законы должны основываться на синтезе достижений многих смежных дисциплин: механики упругих и пластических сред, реологии, металловедения, физики твердого тела, физической химии, химии поверхностных явлений и др. Таким образом, можем сделать вывод о том, что поле деятельности в данном направлении является чрезвычайно широким.

Одной из главных причин недостаточного качества отечественной спасательной техники является низкая культура не только ее изготовления, а также эксплуатации, обслуживания и ремонта. Обслуживающий технику персонал не всегда информирован о возможностях эффективного влияния на ее качество посредством изменения условий эксплуатации, используя последние достижения в области трибологии, такие как: современные смазочные материалы, специальные средства и технологии. Следует отметить, что в определенной степени это является следствием недостаточной подготовленности и информированности инженерно-технических кадров в данной области, отсутствия даже во многих передовых высших технических учебных заведениях курсов дисциплин по трибологии — науке о трении, изнашивании и смазке машин и оборудования.

Список литературы

  1. Адлер, Ю.П., Маркова Е.В., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю.П. Адлер [и др.]. – М.: Наука, 1976. – 279 с.
  2. Айвазян, С.А. Статистическое исследование зависимостей /С.А. Айвазян. – М.: Металлургия, 1966.
  3. Алехин, В.П. Физика прочности и пластичности поверхностных слоев металлов / В.П. Алехин. – М.: Изд. Наука, 1983. – 280 с.
  4. Анурьев, В.И. Справочник конструктора – машиностроителя / В.И. Ануфриев: В 3-х. т. Т.1. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1982. – 736 с.
  5. Ахматов, А.С. Молекулярная физика граничного трения /А.С. Астахов. – М.: Физматгиз, 1963. – 472 с.
  6. Белый, В.А., Свириденок А.И., Петроковец М.И. [и др.] Трение и износ материалов на основе полимеров /В.А. Белый [и др.]. – Минск: Наука и техника, 1976. – 430 с.
  7. Белый, В.А. Роль структуры поверхностных слоев в процессе внешнего трения полимерных материало В.А. белый. – Минск: Наука и техника, 1989.
  8. Боден, Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка / Ф.П. Боден, Д. Тейбор / перевод с англ. под ред. И.В. Крагельского. – М.: Машиностроение, 1960. – 151 с.
  9. Бондюгин, В.М., Быченков В.В. Ответы на вопросы по триботехнике /В.М. Бондюгин, В.В. Быченков // Эффект безызносности и триботехнологии. – 1992. – № 1. – С. 67–69.