Проблемы стоматологии в современном обществе

№78-1,

Медицинские науки

В статье говорится об актуальных причинах не желания посещения врача-стоматолога.

Похожие материалы

Формирование у населения принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) — это одна из основных задач общественного здравоохранения, поскольку известно, что здоровье населения на 50 -55 % определяется образом жизни населения. В настоящее время в связи с изменением условий жизни обращение к стоматологу становится регулярным "ритуалом" для каждого человека. Но и раньше люди страдали заболеваниями зубов. Еще египтяне, согласно раскопкам, предпринимали попытки справиться с зубной болью. Их методы базировались на высоких знаниях в области ботаники. Именно египтяне стали первыми создателями зубной пасты, на основе смеси вина и пемзы. В виде отдельной области медицины стоматология была сформирована в 17-18 веке. В этот период были совершены открытия, которые стали фундаментом стоматологической науки: разработка хирургических щипцов, создание бормашины, первое удаление зубного нерва. Стоматология прошла огромный путь развития, но это не предел. Врачи совершенствуют свои навыки и знания, оборудование, материалы. Не смотря на все достижения стоматологии в советском обществе сформировался устойчивый страх перед стоматологом. Виновником формирования отрицательного отношения к зубным врачам явилась «общедоступная и абсолютно бесплатная» советская медицина, которая строилась на принципе тотальной экономии. Врачу отводилось крайне мало времени на работу с одним пациентом и жестко ограниченный объем материалов. Особенно неприятно на профилактике стоматологических заболеваний сказался принцип экономии обезболивающих средств: практически все процедуры проводились без обезболивания. У советских граждан сложился определенный тип поведения: боль в кариозном зубе заглушали анальгетиками до тех пор, пока его состояние не начинало требовать удаления. Лечение зубов стало таким стрессом, что люди, которые посещали доктора исключительно с профилактической целью, встречались очень редко. Сегодня таких проблем уже не существует.

Своевременное обращение к стоматологу — залог сохранения здоровья зубов. Для профилактического осмотра посещение обязательно около 2-ух раз в год. Но не всегда есть время и возможность посещать стоматолога в определенный срок. Помимо нехватки времени есть факторы, влияющие на частоту посещения врача: пренебрежительное отношение к своему здоровью, недоверие к врачу и даже страх. Любое, даже самое типичное заболевание зубов, можно перевести в запущенную форму.

В нашей статье мы поставили задачу провести анализ посещений стоматолога на базе городской поликлиники г. Оренбурга. Путем анкетирования респонденты были разделены на группы по возрастному и гендерному признакам. Всем участникам анкетирования предлагалось ответить на ряд вопросов, связанных с частотой посещения стоматолога, с причинами обращения к врачу-стоматологу и с характером зубной боли.

В анкетировании участвовало 33% мужчин, 66% женщин. По возрастному признаку все респонденты были разделены на 5 групп: 17-21 года (10%), 22-35 лет (31%), 36-45 лет (20%), 46-60 лет (29%), старше 60 (10%). По частоте обращений анкетирующиеся были разделены на три группы: 8% опрошенных посещают стоматолога раз в полгода, 40% — раз в год, 52% обращаются к стоматологу по необходимости. Следующим вопросом анкеты был вопрос о причине обращения к стоматологу. Были получены следующие результаты: 40% опрошенных обратились с сильной болью, 27% самостоятельно обнаружили повреждения зубной ткани, 33% — с целью профилактического осмотра.

Результаты нашей работы можно сформулировать в виде следующих выводов:

  • не смотря на высокий уровень стоматологической работы большая часть пациентов «терпит до последнего» и только при наличии сильной боли обращается к врачу;
  • примечательно, что третья часть опрошенных обращаются к врачу с профилактической целью.

Главным результатом нашей работы может послужить вывод о необходимости устанавливать доверительные контакты с пациентами того или иного типа, оказывать релаксирующее, убеждающее и внушающее влияние, упреждать и разрешать конфликты. В этом случае обязательно будет наблюдаться снижение процента пациентов, терпящих дискомфортные ощущения и, соответственно, повысится процент пациентов, посещающих врача с целью профилактики. Следовательно, современные тенденции диктуют необходимость психологической подготовки лечебного и обслуживающего персонала в условиях оказания стоматологических услуг.