Роль преподавателя в самостоятельной работе обучающихся

№82-1,

педагогические науки

Рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы обучающихся по техническим дисциплинам со стороны профессорско-преподавательского состава. Целью работы является получение достоверной информации об эффективности использования бюджета времени отводимого для самостоятельной работы обучающихся.

Похожие материалы

Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Изучение механики в техническом вузе направлено на глубокое усвоение основ теории и приобретении навыков в решении практических задач. Самостоятельное изучение технических дисциплин предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических работ, курсовых работ и проектов, других творческих заданий в соответствии с учебной программой дисциплины и в рамках работы в научных обществах обучающихся. Эффективное изучение обучающимися блока общепрофессиональных дисциплин невозможно без эффективной организации их самостоятельной подготовки со стороны профессорско-преподавательского состава.

Наряду с постоянным контролем самостоятельной работы курсантов к практическим занятиям, преподавателями кафедры осуществляется регулярный опрос обучающихся с целью сравнения их планируемой и реальной загруженности. Это позволяет лучше согласовывать сроки выполнения и сдачи основных разделов курсовых работ (проектов) и расчетно-графических работ. Данные мероприятия позволяют обеспечить равномерность работы курсантов в течение семестра.

На основе опросов можно заключить, что среднее время, затраченное на изучение теоретического материала в течение семестра за последние четыре учебных года, практически не изменилось. Это составляет менее четверти всех часов отводимых на самостоятельную работу курсантов и студентов по курсу «Механика». Напротив, подавляющий бюджет времени тратится курсантами на выполнение расчетно-графических работ и курсовых работ (проектов). Установлено, что время, затраченное на данные виды работ, из года в год может существенно меняться по ряду причин. Это может быть связано с появлением новых заданий курсовых работ и проектов для их регулярного обновления и совершенствования, а также новых учебных пособий. Например, в 2016 году с появлением учебного пособия для выполнения курсового проекта по разделу «Детали машин» реальное время на выполнение данного вида работ существенно снижается. Напротив, при введении в учебный процесс курсовой работы по разделу «Теория механизмов и машин» среднее время на ее выполнение стало несколько больше запланированного. Данный факт объясняется не только содержанием заданий и учебных пособий, но рядом таких факторов, как меньшее количество часов, отводимых на данный раздел и большая плотность практических занятий и занятий самостоятельной подготовкой во втором семестре.

В этой связи следует отметить целесообразность руководящей роли преподавателя при выдаче заданий на самостоятельную работу. На первых занятиях необходимо обратить внимание на установление индивидуального контакта с обучающимися для выяснения затруднений в усвоении учебного материала. Затем преподавателю нужно предусмотреть, чтобы каждый из них мог получить оперативную консультацию по любому вопросу. Если выясняется, что у большинства курсантов и студентов затруднения возникают по сходным вопросам, то оптимальным решением будет проведение групповой консультации. Для контроля усвоения учебного материала можно провести в конце занятия групповое собеседование или обсуждение изучаемого материала. Такие мероприятия будут носить не только оценочный характер, но при должной их организации позволят углубить и закрепить знания и навыки курсантов.

Таким образом, роль преподавателя в самостоятельной работе курсантов позволит выявить объективные причины, влияющие на эффективность работы обучающихся над расчетно-графическими работами, курсовыми работами (проектами) и оказывает большую помощь в методической работе кафедры.

Список литературы

  1. Покровский А.А., Никитина С.А., Ульев Д.А. Контроль самостоятельной работы курсантов по курсу «Механика» //Сборник материалов Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной промышленности» (Прогресс-2013), Иваново 2013. - с. 427-428.
  2. Покровский А.А., Ульев Д.А., Никитина С.А. Роль визуализированной информации в процессе подготовки специалистов в области пожарной охраны // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», Воронеж 2013. - 2 с.
  3. Иванов В.Е.. Зарубин В.П., Покровский А.А. Использование современных компьютерных программ при обучении специалистов МЧС России // Сборник Межвузовской студенческой научно-практической конференция «Гуманитарные аспекты формирования специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности», Иваново 2014. - с. 184-186.
  4. Ульев Д.А., Покровский А.А. Эффективность тестовой системы оценки знаний обучающихся по дисциплине «Механика» // Материалы III Международной научно-методической конференции «Современные проблемы высшего профессионального образования», Курск 2011. - с. 392-393.