Подготовка кадров в адаптивных условиях, приближенных к экстремальным

№108-1,

педагогические науки

Защита интересов личности общества и государства во всех сферах деятельности, а также обеспечение их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера была, есть и остается важнейшей функцией государства. Необходимость формирования адаптивной составляющей при подготовке специалистов РСЧС для работы в сложных климатических условиях становится ключевой компонентой образовательной среды учебных учреждений ФПС ГПС МЧС России, поскольку качество подготовки кадров во многом зависит от организации процесса обучения: методов и инструментов, применяемых в учебном процессе и системы управления.

Похожие материалы

В настоящее время происходит глубокое позитивное осмысление и оценка накопленного в педагогической науке и практике опыта управления образовательными системами.

В современных социально-экономических и политических условиях развития общества идет поиск новых идей, положений, подходов, концепций педагогического менеджмента. Новые требования предъявляются и к качеству формирования компетенций по управлению в образовательной сфере.

В программу обучения специалистов входит: порядок привлечения к решению задач по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок и механизмы взаимодействия с подсистемами РСЧС, прохождение практик, поскольку адаптивное обучение базируется на условиях, приближенных к реальным. В программы подготовки внесены темы, касающиеся аварийно-спасательных работ в экстремальных климатических условиях.

Вследствие экстремально низкой и/или высокой температуры окружающей среды решающее значение в минимизации последствий чрезвычайных ситуаций имеет временной фактор — быстрота реагирования и скорость выполнения аварийно-спасательных работ (АСР) и, прежде всего, сокращение времени оказания первой помощи пострадавшим. Для этого необходим высокий уровень подготовки спасателей, ориентированной на инновационное техническое оснащение, позволяющее минимизировать время выполнения спасательных работ и повысить шанс выживания пострадавших. Результативность АСР в экстремальных условиях зависит и от организации налаженной взаимосвязи с функциональными и территориальными подсистемами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В связи с этим условия обеспечения эффективности АСР в условиях, приближенным к экстремальным, включают:

  • инновационное обучение, ориентированное на специфику условий жизнедеятельности в чрезвычайных условиях и на логистику инновационных технологий региона, места возникновения чрезвычайной ситуации;
  • межведомственные взаимодействия;
  • инновационное оснащение — создание парка аварийно-спасательной спецтехники;
  • инновационная медицинская подготовка спасателей по расширенной

программе, ориентированной на экстремальные условия (с использованием современных инновационных средств и препаратов, позволяющих сократить время оказания помощи). Кроме перечисленных условий, следует принимать во внимание форсировано развивающуюся техносферу, транспортные пути, туризм.

В качестве отдельных направлений выделены: учебный процесс, дающий теоретические основы, практический элемент и научная работа. В свою очередь, эти обязательные компоненты образовательного процесса находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Все элементы, повышающие профессиональный уровень, связаны с выполнением научно-исследовательской работы по проблемам организации, проведения работ в различных в том числе и экстремальных и суровых условиях.

Кроме содержательной части программ обучения и специальной практической подготовки, важной задачей представляется использование педагогических инноваций в образовательном процессе. Это не только новые компьютерные технологии, интерактивные занятия, но и обязательное обучение в условиях, приближенных к реальным. В вузе занятия организованы: в специально оборудованных классах — интерактивное использование информационных и компьютерных технологий на симуляторах и тренажерах; выездные практические занятия и учения в условиях приближенным к реальным: задымление, психологическая подготовка при прохождении полосы препятствий, низкая или повышенная температура, работа под водой на глубине, порывистый ветер, др. Обучающиеся получают информацию об инновационных технологиях спасения, связи, транспорта и оказания первой помощи путем обмена опытом, реализуя педагогику сотрудничества.

Резюмируя выше сказанное, отметим, что специалист РСЧС должен отвечать всем требованиям, предъявляемым современностью:

  • компетентный профессиональный специалист;
  • высокий уровень владения нормативно-правовыми документами МЧС России;
  • умеющий планировать, организовывать и анализировать;
  • владеющий навыками работы с современным, инновационным оборудованием, техникой и технологиями;
  • физически развитый и готовый к любым нестандартным ситуациям;
  • психологически-устойчивый и выдержанный.

Список литературы

  1. Кропотова, Н.А. С.В. Горинова, И.А. Малый. Анализ адаптационной составляющей в подготовке специалистов РСЧС для работы в сложных климатических условиях // Н.А. Кропотова, С.В. Горинова, И.А. Малый. // Пожарная и аварийная безопасность : сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, посвященной Году гражданской обороны, Иваново, 29–30 ноября 2017 г. — Иваново : ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С. 815-818.