Анализ пенсионной нагрузки в Республике Бурятия

№80-1,

Экономические науки

В статье представлен анализ пенсионной нагрузки по Республике Бурятия, включающий прогноз изменения демографической ситуации в регионе. Целью анализа является расчет изменения численности всего населения региона, трудоспособного населения, пенсионеров, а также определение коэффициента пенсионной нагрузки и его критического значения. Согласно расчетной эконометрической модели начиная с 2029 года количество пенсионеров превысит количество работающего населения, т.е. программа пенсионного обеспечения будет считаться неэффективной. Для недопущения указанных возможных последствий необходима грамотная пенсионная стратегия.

Похожие материалы

Одним из центральных принципов социальной политики современного общества является принцип социальной ответственности государства и проживающего на его территории населения перед старшим поколением [1, с. 38]. Проблему пенсионного обеспечения относят и к основным макроэкономическим проблемам, актуальность которой возрастает с каждым днем, в первую очередь потому, что Россия относится к числу стран, имеющих распределительную пенсионную систему [6, с. 1].

Пенсионное обеспечение, а, в первую очередь, демографические характеристики, определяют перспективы развития любого общества, оказывая заметное влияние на всю экономику страны [3, с. 64]. Проблемы, возникающие в связи с изменением демографической ситуации невозможно решить быстро, как бы этого не хотелось. Только верный и планомерный анализ позволит смягчить возможные риски [2, с. 84].

Большой интерес к проблеме пенсионного обеспечения обусловлен изменениями в демографической структуре: увеличением численности лиц, достигших пенсионного возраста, и, одновременно, уменьшением количества экономически активного и трудоспособного населения. Отношение одного показателя к другому показывает коэффициент пенсионной нагрузки, позволяющий оценить степень устойчивости пенсионной системы, уровень экономической нагрузки на лиц трудоспособного возраста в связи с возрастающим числом лиц пенсионного возраста.

На рис. 1 изображена динамика коэффициента пенсионной нагрузки по регионам Российской Федерации в период с 2005 по 2014 гг.

Динамика коэффициента пенсионной нагрузки по регионам Российской Федерации в 2005-2014 гг., %
Рисунок 1. Динамика коэффициента пенсионной нагрузки по регионам Российской Федерации в 2005-2014 гг., %

За 10 лет значение коэффициента по всем регионам растет. В 2014 году коэффициент пенсионной нагрузки по всем регионам вырос и варьируется от 0,45% до 0,5%. В 2014 году разница между коэффициентами регионов находится в пределах 0,5%, тогда как в 2005 году она была около 0,8%. Нагрузка на трудоспособное население увеличилась в связи с быстрым старением населения и уменьшения численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

Стремительное увеличение численности пенсионеров приводит к значительному возрастанию экономической нагрузки на трудоспособное население. Соответственно достигнув критического значения коэффициента пенсионной нагрузки, пенсионное обеспечение можно считать неэффективным [4, с. 58].

Для количественной оценки влияния роста пенсионеров на пенсионную нагрузку построим эконометрическую модель изменения демографических показателей по Республике Бурятия с использованием основного показателя — времени, на основе расчета прогнозных данных: численность пенсионеров и численность населения Республики Бурятия с 2002 по 2030 год.

Расчет численности населения до 2030 года производится на основе исходных данных: численности населения с 1990 по 2016 год. Указанные значения позволяют построить тренд и выявить модель с полиномом 4 степени:

y = 0,0014t4 + 0,0971t3 – 2,0036t2 + 8,6903t +1040,4 (R2 = 0,9949).

Анализ данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия за период с 2010 по 2014 год показал, что доля численности занятого населения варьируется в пределах 0,428796143 ( около 42%) от всего населения региона. Так, из расчета прогнозной численности населения можно получить данные занятого населения Республики Бурятия (Таблица 1. ).

Таблица 1. Прогноз данных численности населения, занятого населения по Республике Бурятия

год

t

Численность

населения

Прогноз численности населения

Численность занятого населения

Прогнозная численность занятого

населения

1990

1

1048,1

1047,162

1991

2

1052,0

1050,501

1992

3

1052,0

1050,927

1993

4

1046,2

1048,941

1994

5

1039,9

1045,006

1995

6

1037,3

1039,555

1996

7

1033,3

1032,986

1997

8

1028,5

1025,662

1998

9

1020,5

1017,915

1999

10

1013,4

1010,042

2000

11

1004,8

1002,305

2001

12

996,9

994,9360

2002

13

987,3

988,1296

382,7

392,3

2003

14

979,6

982,0494

372,2

420,5

2004

15

974,6

976,8245

376,5

418,6

2005

16

971,0

972,5501

394,9

425,2

2006

17

966,9

969,2883

387,9

423,4

2007

18

964,6

967,0674

402,8

417,8

2008

19

965,1

965,8820

429,3

419,8

2009

20

966,6

965,6933

397,8

421,1

2010

21

969,7

966,4288

426,8

422,1

2011

22

971,5

967,9823

422,8

422,7

2012

23

971,4

970,2143

425,2

422,8

2013

24

971,8

972,9513

423,5

422,2

2014

25

973,9

975,9866

417,8

420,7

2015

26

978,5

979,0796

415,9

418,1

2016

27

982,3

981,9562

408,5

414,2

2017

28

984,3088

408,7

2018

29

985,7960

401,5

2019

30

986,0429

399,1

2020

31

984,6411

390,4

2021

32

981,1485

366,2

2022

33

975,0894

379,0

2023

34

965,9544

379,9

2024

35

953,2007

392,3

2025

36

936,2519

420,5

2026

37

914,4977

418,6

2027

38

887,2946

425,2

2028

39

853,9651

423,4

2029

40

813,7986

417,8

2030

41

766,0503

419,8

Используя пошаговый регрессионный анализ, получаем следующую эконометрическую модель расчета прогнозной численности пенсионеров [2, с. 4]:

y = 0,0004t5 — 0,0164t4 + 0,2197 t3 – 0,9176 t2 + 1,0707t + 229,41 (R2 = 0,9895)

На основе полученного уравнения можно рассчитать прогнозную численность пенсионеров (Рис. 2) [5, с. 21].

Прогнозируемое изменение численности пенсионеров по Республике Бурятия
Рисунок 2. Прогнозируемое изменение численности пенсионеров по Республике Бурятия

Уравнения полученных моделей являются значимым по F — критерию Фишера, а коэффициенты регрессий значимы по t — критерию Стьюдента.

На основе полученных данных: прогнозной численности населения, занятого трудоспособного населения и прогнозной численности пенсионеров, можно рассчитать коэффициент пенсионной нагрузки (Таблица 2. ).

Таблица 2. Коэффициент пенсионной нагрузки на трудоспособное занятое население по Республике Бурятия

год

Прогнозная численность населения

Фактическая/ прогнозная численность занятого населения

Прогнозная численность пенсионеров

Коэффициент
пенсионной нагрузки

2002

988,130

382,70

230,2447

0,6016

2003

982,049

372,20

228,8736

0,6149

2004

976,824

376,50

228,6001

0,6072

2005

972,550

394,90

229,2544

0,5805

2006

969,288

387,90

230,6835

0,5947

2007

967,067

402,80

232,7512

0,5778

2008

965,882

429,30

235,3381

0,5482

2009

965,693

397,80

238,3416

0,5991

2010

966,429

420,50

241,6759

0,5747

2011

967,982

418,60

245,2720

0,5859

2012

970,214

425,00

249,0777

0,5861

2013

972,951

423,50

253,0576

0,5975

2014

975,987

417,80

257,1931

0,6156

2015

979,080

412,10

261,4824

0,6345

2016

981,956

408,50

265,9405

0,6510

2017

984,309

422,07

270,5992

0,6411

2018

985,796

422,71

275,5071

0,6518

2019

986,043

422,81

280,7296

0,6640

2020

984,641

422,21

286,3489

0,6782

2021

981,149

420,71

292,4640

0,6952

2022

975,089

418,11

299,1907

0,7156

2023

965,954

414,20

306,6616

0,7404

2024

953,201

408,73

315,0261

0,7707

2025

936,252

401,46

330,0000

0,8220

2026

914,498

399,10

340,2000

0,8524

2027

887,295

390,40

349,0000

0,8940

2028

853,965

366,18

360,9961

0,9859

2029

813,799

379,00

380,0000

1,0026

2030

766,050

379,90

381,2000

1,0034

На основе полученных данных можно построить график изменения прогнозной численности пенсионеров и прогнозной численности занятого трудоспособного населения (Рис. 3).

Прогнозная численность пенсионеров и прогнозная численность трудоспособного занятого населения по Республике Бурятия
Рисунок 3. Прогнозная численность пенсионеров и прогнозная численность трудоспособного занятого населения по Республике Бурятия

Согласно расчетной эконометрической модели при прочих неизменных условиях с учетом фактора времени в 2028 году на одного работающего будет приходиться один пенсионер. При достижении критического значения коэффициента пенсионной нагрузки в 2028 году программа пенсионного обеспечения будет считаться неэффективной. Для недопущения указанных возможных последствий необходима грамотная пенсионная стратегия.

Правительством уже разработана стратегия развития Пенсионной системы РФ до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», предусматривающая [3, с. 1]:

  • изменение формулы расчета и механизмов индексации пенсий в распределительной составляющей пенсионной системы,
  • фактическая ликвидация обязательной накопительной составляющей,
  • существенное сокращение возможностей досрочного выхода на пенсию,
  • увеличение налогообложения самозанятого населения.

Многие специалисты отмечают значительные бреши указанной стратегии:

  • пенсионная формула представлена таким образом, что показатели влияющие на нее могут изменяться каждый год и, соответственно, корректироваться, а размер будущей пенсии останется неопределенным для граждан,
  • достаточно дорогие добровольные накопительные системы не приведут к увеличению пенсионных накоплений, формируемых бизнесом и гражданами, а, возможно, окажут противоположный эффект.

Основной целью новой пенсионной стратегии развития является — обеспечение сокращения дефицита распределительного компонента пенсионной системы, ограничение пенсионных прав граждан, ужесточение налоговой нагрузки и т.д.

Однако такое положение вещей не приемлемо для цивилизованного государства, обеспечивающего заботу о своих гражданах, в первую очередь, пенсионерах. Пенсионная стратегия развития должна защищать интересы и права будущих пенсионеров и тех, кто в силу возраста уже не может обеспечить себе достойную старость. Необходимо разработать пенсионную стратегию с рассмотрением спектра различных мнений и с учетом накопленного опыта функционирования пенсионной системы России и развитых стран.

Список литературы

  1. Цыренов Д.Д., Атанов Н.И. Анализ образовательного потенциала и его связь с характеристиками рынка труда Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № S2 (2). С. 84-88.
  2. Цыренов Д.Д., Атанов Н.И. Производительные силы и новые возможности их развития в условиях необходимости модернизации экономики // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № S2 (2). С. 84-88.
  3. Михайлова С.С. Прогнозирование демографического развития Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 2. С. 62-66.
  4. Михайлова С.С. Методика прогнозирования численности получателей трудовых пенсий в регионе // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 26. С. 54-60.
  5. Мхитарян В.С., Михайлова С.С. Методология статистического моделирования развития пенсионного страхования в регионе // Системное управление. – 2016. – № 2 (31). С.21.
  6. Сравнительный анализ пенсионного обеспечения в России и за рубежом // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXXI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. – М.: «МЦНО». – 2016 – № 2(31) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://nauchforum.ru/studconf/social/ xxxi/9784.
  7. Михайлова С.С. Эконометрический анализ пенсионной нагрузки на уровне субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsn.ru/files/pdf/201305/201305_153.pdf.
  8. Михайлова С.С. Анализ воспроизводства населения субъектов Российской Федерации для целей пенсионной политики // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – №25. С. 49-59.
  9. Лещенко Я.А., Лисовцов А.А. ПРОГНОЗЫ И СЦЕНАРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 442-449.
  10. Комитет гражданских инициатив. Экспертное заключение Комитета гражданских инициатив по Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/26421157-Ekspertnoe-zaklyuchenie-komiteta-grazhdanskih-iniciativ-po-strategii-dolgosrochnogo-razvitiya-pensionnoy-sistemy-rossiyskoy-federacii.html