Автоматизация анализа бюджетных процессов комплексного управления общественными финансами

№79-1,

Экономические науки

В данной статье проанализирован такой программный продукт как «АС Бюджет», предназначенный для комплексной автоматизации анализа деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований на всех этапах исполнения бюджета. Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что продолжение бюджетных реформ, совершенствование системы управления общественными финансами, использование для этих целей информационных технологий по-прежнему остаются одними из приоритетных вопросов на всех уровнях власти РФ.

Похожие материалы

Автоматизация анализа хозяйственных процессов в бюджетных организациях на сегодняшний момент остается крайне актуальной темой, ведь она может избавить сотрудников от однотипной рутинной работы, а предприятие в целом от нерационального использования имеющихся ресурсов, прежде всего, временных. В современных реалиях существует ряд программных продуктов, которые в той или иной степени способны анализировать бюджетные процессы, протекающие в различных организациях. В последнее время в Российской Федерации задачами особой важности стали:

  • внедрение новых принципов и методов управления общественными финансами, основанное на современных информационных технологиях;
  • создание единого централизованной базы данных;
  • значительное снижение объема трудоемких операций;
  • снижение числа ошибок, которые допускаются при рутинной ручной обработке информации, благодаря механизмам автоматической проверки и экспорта/импорта данных;
  • получение верной оперативной информации и необходимой аналитической отчетности в режиме реального времени.

В данной статье предлагаем заострить свое внимание на таком программном продукте, который предназначен для комплексной автоматизации анализа деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований на всех этапах исполнения бюджета, как АС «Бюджет». Базовая версия АС «Бюджет» содержит следующие функциональные подсистемы:

  • учет законодательных актов о бюджете;
  • учет объемов финансирования;
  • учет кассовых поступлений в бюджет;
  • учет кассовых выплат из бюджета;
  • сводный бухгалтерский учет;
  • бюджетная отчетность;
  • автоматический бюджетный контроль;

Дополнительный функционал АС «Бюджет» наращивается с помощью следующих программных модулей:

  • программный модуль «Конвейерная обработка и множественное визирование документов»;
  • программный модуль «Многобюджетный режим работы»;
  • программный модуль «Расширенный анализ и аудит действий пользователей»:
  • программный модуль «Сбор информации через электронную почту»;
  • программный модуль «Учет государственных (муниципальных) контрактов и договоров»;

Функциональность данной системы может быть введена в эксплуатацию по усмотрению пользователя не полностью. Добавочный функционал может быть активирован или приобретен по мере необходимости без потери информационного наполнения, обеспечивая тем самым защиту инвестиций заказчика и необходимую функциональную масштабируемость решений. Программный продукт «АС Бюджет», разработанный одной из ведущих отечественных фирм, предназначена для комплексной автоматизации анализа деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований на всех этапах исполнения бюджета. Его использование позволяет не только минимизировать бумажный документооборот по учету исполнения бюджета, снизить фу доем кость выполняемых операций и уменьшить долю ручною труда специалистов. Речь идет об усовершенствовании методов учета и контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Автоматизировано 25 субъектов РФ, в том числе и Ставропольский край, и около 600 муниципальных образований.

Поскольку краю был предложен высокотехнологичный продукт, работы. Но реализации проекта «АС Бюджет» имели, естественно, и техническую составляющую. Здесь и сбор информации о характеристиках компьютерной техники, которую предстояло задействовать, и установка серверной части программы, и создание удаленных рабочих мест, и многое другое. Но не менее важно было обучить, теоретически и практически подготовить к работе, но новой технологии более 500 специалистов. Обучающие семинары для специалистов — практика для Министерства финансов Ставропольского края давняя. И, тем не менее, теоретические, учебно-консультационные и практические занятия по исполнению краевого бюджета в автоматизированной системе «Бюджет», которые проводил Учебный центр министерства финансов Ставропольского края в стенах министерства финансов, следует выделить особо, ибо речь идет об освоении «хай-тека» (от английского high technology высокие технологии). Причем не только специалистов отдела казначейского исполнения бюджета и отраслевых отделов министерства финансов края. В числе прошедших обучение — руководители и специалисты территориальных отделов казначейского исполнения бюджета, главные распорядители средств бюджета края, а также получатели бюджетных средств. Иными словами, все, кому предстоит работать в алгоритме высоких технологий.

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что данный проект позволит соблюдать положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и что немаловажно, речь идет не просто об автоматизации, а значит, и оптимизации, достаточно трудоемкого ранее процесса. Это очередной шаг к внедрению эффективной системы управления общественными финансами, к переходу от концепции «управления затратами» к концепции «управления результатами». Что на практике означает, кроме всего прочего, и реализацию принципа прозрачности бюджета.

Список литературы

  1. Аверина И.Н. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий бюджетной сферы: Учебник / И.Н. Аверина, В.В. Лушенкова. - М.: КноРус, 2015. - 457 c.
  2. Крылов Т.И Анализ программных продуктов по автоматизации механизмов государственной поддержки бюджетных предприятий // В сборнике: управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения (Электронный ресурс), Курск, 2014. С. 254-261.– Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=13919835
  3. Торохова А.Н. Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности организаций // Экономические парадигмы общества: тенденции развития, сб. ст. 82-й науч.-практ. конф. 2017. с.225-229