Совершенствование правовых основ института Президентства в Российской Федерации

№80-1,

Юридические науки

Несмотря на многолетнюю историю существования института президентства ни один институт государственной власти не является причиной таких острых политических дебатов и научных дискуссий. Это обусловлено тем, что институт президентства является важнейшим институтом во всей системе органов государственной власти.

Похожие материалы

Институт президентства в России регламентирован как Конституцией РФ, так и принятыми в развитие конституционных норм федеральными конституционными и федеральными законами, иными источниками, а также актами конституционного правосудия. Нельзя отрицать того, что ряд норм Основного закона России, как показывают реалии современного общества, требуют не только толкования, но и пересмотра, отмены или модификации.

Правовыми источниками, определяющими наполнение института президентства, являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, регламентирующие как отдельные элементы правового статуса Президента РФ, предусмотренные Конституцией РФ, так устанавливающие дополнительные полномочия Президента РФ, подзаконные акты самого Президента РФ, подзаконные акты иных органов государственной власти. Особую категорию источников института президентства составляют акты Конституционного Суда РФ, устанавливающие фактические рамки и пределы реализации конституционных полномочий Президента РФ.

Российская модель института президентства нашла отражение в Конституции 1993 года. Современная российская модель института президентства закреплена в конституционных положениях, содержащихся в главе 1 "Основы конституционного строя" (ст. 11), главе 4, полностью посвященной Президенту, а также в главе 5 "Федеральное Собрание", главе 6 "Правительство Российской Федерации" и в главе 7 "Судебная власть", где содержатся отдельные нормы, касающиеся института президентства. Всего же из 137 статей Конституции главе государства так или иначе посвящены более 30.

С момента введения в России института президентства нормативные акты Президента (и в первую очередь, конечно, указы) стали играть важнейшую (порой даже доминирующую) роль в регулировании общественных отношений. Интенсивность издания указов первым Президентом РФ никогда не была одинаковой, носила "скачкообразный" характер и зависела от целого ряда факторов, в том числе и от таких, как состояние здоровья самого главы государства. Но наиболее активным (в части развития президентских полномочий) "указное правотворчество" было в 1991 — 1993 гг., т.е. до вступления в силу действующей ныне Конституции РФ. Отличительной чертой того периода можно назвать явное стремление Президента укрепить свои позиции, расширить как свое реальное влияние на дела в государстве и обществе, так и юридические гарантии своей власти6.

С момента введения в России института президентства нормативные акты Президента (и в первую очередь, конечно, указы) стали играть важнейшую (порой даже доминирующую) роль в регулировании общественных отношений. Интенсивность издания указов первым Президентом РФ никогда не была одинаковой, носила "скачкообразный" характер и зависела от целого ряда факторов, в том числе и от таких, как состояние здоровья самого главы государства. Но наиболее активным (в части развития президентских полномочий) "указное правотворчество" было в 1991 — 1993 гг., т.е. до вступления в силу действующей ныне Конституции РФ. Отличительной чертой того периода можно назвать явное стремление Президента укрепить свои позиции, расширить как свое реальное влияние на дела в государстве и обществе, так и юридические гарантии своей власти6.

На настоящий момент, дискуссионным в науке является вопрос о месте Президента РФ в системе органов государственной власти Российской Федерации. Так, например, в научной литературе высказано мнение, согласно которому институт Президента Российской Федерации является основным звеном системы исполнительной власти в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, огромными полномочиями главы государства, особенно в части формирования отдельных органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, контроля за их деятельностью, а с другой стороны, особенностями его статуса как главы государства и гаранта российской Конституции. Все это подтверждает особые место и роль Президента страны в государственном механизме. Представляется, что исследовать институт главы государства в единой системе исполнительной власти можно посредством определения его места в ней как органа государственной исполнительной власти.

Примечательно то, что преимущественно в научной литературе анализируется место и роль института Президента РФ в системе исполнительной власти Российской Федерации.

Таким образом, наиболее распространенной является точкой зрения о принадлежности данного института системе исполнительной власти РФ. Институт Президента Российской Федерации рассматривается как основа системы исполнительной власти в нашей стране, основное звено системы исполнительной власти в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, огромными полномочиями главы государства, особенно в части формирования отдельных органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, контроля за их деятельностью, а с другой стороны, особенностями его статуса как главы государства и гаранта российской Конституции. Все это подтверждает особые место и роль Президента страны в государственном механизме. Представляется, что исследовать институт главы государства в единой системе исполнительной власти можно посредством определения его места в ней как органа государственной исполнительной власти.

Достаточно важной научной проблемой, сопровождающей существование института президентской власти является проблема неопределенности самой структуры данной власти. Представляется весьма затруднительным обосновать оптимальный термин, который бы точно отражал содержание структуры президентской власти, в связи с чем более плодотворным с точки зрения научного познания президентской власти.

На сегодняшний день по вопросу совершенствования правовой базы института президентства Российской Федерации наметился целый круг весьма актуальных проблем. Как отмечается в научной литературе, ключевой из них является проблема взаимоотношений между Президентом и Правительством. Существует расхожее мнение, что любой мало-мальски серьезный конфликт между Президентом и Правительством всегда плохо кончается, подрывая всю систему государственной власти. Однако, как известно, полностью "бесконфликтное единство грозит перерасти в элементарную политическую атрофию", что тоже может привести к весьма печальным последствиям. Выходом из этого непростого положения может стать ответственное Правительство (или, как его еще называют, Правительство парламентского большинства), занимающее как бы серединное положение между главой государства и народным представительством.

Таким образом, эффективному становлению института президентства в Российской Федерации препятствует неопределенность конституционно-правового статуса Президента РФ в системе органов государственной власти Российской Федерации, многочисленные проблемы его реализации. На настоящем этапе существования данного института приоритетным направлением остается совершенствование законодательной основы реализации конституционно-правового статуса Президента РФ. Укрепление института президентства необходимо связывать с решением насущных проблем реализации полномочий президентом РФ. Насколько возможно усиление президентской власти в условиях современной роли России в глобальном политическом пространстве, покажет лишь время. На настоящий момент, представляется актуальным совершенствование различных аспектов президентской формы правления в целях достижения стабильности политической системы.

Конституция РФ и принятые в соответствии с ней федеральные конституционные и федеральные законы, с одной стороны, наделили широкой компетенцией и полномочиями Президента РФ, а с другой, усложнили реальный политической контроль над его деятельностью. Единственным эффективным средством контроля над Президентом РФ остался многонациональный народ, как источник публичной власти в России, способный поменять власть посредством института выборов. Только за народом оставлено право избирать себе власть, а также изменять свой выбор в зависимости от того, насколько удовлетворительно власть выполняет возложенные на нее функции.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Зуйков А. Российская модель института президентства по Конституции 1993 года: основные положения// "Сравнительное конституционное обозрение", 2008, N 5.
  3. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. «Теория государства и права: учебно-методическое пособие». – 2-е изд., М.: «Проспект», 2015 г. – 720с.;