Институт Президентства: российский и зарубежный опыт

№41-2,

Социологические науки

В статье раскрывается понятие института президентства, а также рассматривается российский и зарубежный опыт института президентства

Похожие материалы

Становление и развитие института президентства начинается в конце XVIII в. Сегодня институт президентства стал атрибутом республиканской формы правления и одним из признаков демократического строя.

В 1789 г. первым президентом США был избран Джордж Вашингтон. В первой половине XIX в. институт президентства начал стремительно развиваться в странах Латинской Америки [1].

В России институт президентства появился в 1991 г., его появление стало реакцией на процессы децентрализации и суверенизации республик, входивших в единое государство – Советский Союз. В то же время специфика российского президентства определена исторической логикой персонификации власти, что является закономерным следствием строго иерархичной политической системы – будь то имперский, советский или современный период.

Самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления [4].

Соответственно наибольшее количество работ принадлежит американским ученым, а именно В. Вильсону, А. Гамильтону, Дж. Джею, К. Дирингу, М. Мези, Дж. Мэдисону, С.М. Липсету, Р. Нойштадту, Р. Пайосу, Дж. Тарберу, Дж. Уилсону, С. Уэйну, А. Шлезингеру, Л. Фишеру, Л. Фридмену. Исследователи изучают различные аспекты института президентства: причины его учреждения, место в системе разделения властей, взаимоотношения между Президентом и Конгрессом, нормативные акты Президента, военные и чрезвычайные полномочия Президента. Большой материал посвящен личностям американских президентов. Основным недостатком американской школы является то, что крупные и фундаментальные труды в основном посвящены только «институту президентства» в США. В западноевропейской литературе исследования института президентства носят ограниченный, а порой и фрагментарный характер, что обусловлено спецификой развития президентства в Европе.

Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли французские и немецкие авторы: М. Пикемаль, Ф. Платон, А. Токвиль, А. Эсмен[6].

Наибольшее внимание советскими исследователями уделялось анализу конституционных полномочий президентов США и Франции, исследованию закрепленного в Конституции механизма взаимодействия Президента с другими государственными органами. Исследованием данной проблемы занимались следующие авторы: В.Н. Дурденевский, И.Н. Игнатович, М.А. Крутоголов, Н.С. Мерзляков, А.А. Мишин, Ю.Н. Ныперко, В.Н. Плешков, Б.Л. Полунин, В.З. Пульянов, Т.Н. Рахманин, Н. Рожков, Г.Л. Решетников, С.В. Рябов, В.А. Савельев, С.М. Самуйлов, А.А. Сергунин, В.П. Серебренников, Ю.П. Урьяс [9].

Введение поста Президента СССР обусловило необходимость изучения данной тематики. Однако активное исследование данного вопроса российскими авторами началось после учреждения института президентства в России, в особенности – после конституционной реформы 1993 года[10].

Большое внимание месту Президента в политической и правовой системе США уделяли такие исследователи, как: П.Д. Баренбойм, С.В. Ботов, С.А. Егоров, И.Ю. Жигачев, Э.А. Иванян, И.Ю. Козлихин, В.И. Лафитский, Л.И. Селезнев, В.В. Соболева и представители других стран – А.Д. Керимов, М.Н. Марченко, А. Червяков. Рассматривая вопрос с юридической точки зрения, хотелось бы отметить, что понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента», который определяется как совокупность государственно-правовых норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти.

Хутинаев И.Д. проводит разграничение понятий «институт президентства» и «правовой статус президента», отмечая, что именно президентство является первичным и ввиду этого соответствующий институт имеет более широкое содержание. Правовой статус президента определяет порядок исполнения им своих функциональных обязанностей[14].

Также данная тема затронута в работах следующих авторов: Ханнанов Р.А. [13], Ханнанова Т.Р.[9], Вологина Ж. Ю. [5], Гарифуллина, А.Ф [15], Валиева А.Р.[2], Шапошникова Р.Р. [11].

К основным признакам президентства относят то, что президент: является выборным должностным лицом; выполняет функции главы государства; не подчинен и не зависит от других государственных органов; обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы; обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства.

Таким образом, на сегодняшний день проблема института остается до конца не разработанной, следует отметить, что в таких странах, как США и Франция, уровень анализа этого политического института достаточно высок. Однако в современной литературе уделяется мало внимания проведению сравнительного анализа статуса и объема полномочий Президента при различных системах правления.

На сегодняшний день институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.

Список литературы

  1. Андреева И.Становление и развитие института президентства в РФ//Научно-информационный журнал Армия и общество. 2013. № 2 (34). С. 59-64.
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Хорошилова А.П., Валиева А.Р. Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1117-1120.
  3. Быкова Е.А. Особенности ответственности Президента Российской Федерации // Общество и право. 2011. N 4. С. 94 - 96.
  4. Васильева М.М. Становление институт президентской власти РФ// Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 581. С. 33-45.
  5. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Вологина Ж.Ю. Мировой судья. 2010. № 8. С. 16-18.
  6. Дѐгтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристъ, 2005. -450 с.
  7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мухаметьянов Д.Х., Вологина Ж.Ю. В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 125-127.
  8. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.
  9. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ Ханнанова Т.Р., Воронин Б.А. Право и политика. 2013. № 4. С. 489-498.
  11. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
  12. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Евдокимов Д.А., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-1 (9). С. 503-505.
  13. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.4
  14. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 388-391.
  15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 386-388.
  16. СОБЫТИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. теория и практика / Уфа, 2012.
  17. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юридическая литература, 1994. -340 с.
  18. Каллагов Т. Э. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 370 с.
  19. Краснов М. А. Глава государства: рецепция идеи «отцовства» // Гражданское общество и правовое государства. – 2008. – № 6. С. 30-33.
  20. Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 41 - 44.