Проблема здорового питания студентов

№83-1,

Медицинские науки

В данной статье рассмотрены основные аспекты проблемы здорового питания студентов, проведено исследование по данной проблеме, а так же отражены рекомендации здорового питания.

Похожие материалы

Проблема здорового питания — одна из самых актуальных в наши дни. Полноценное питание предусматривает потребление достаточного количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов для нормального функционирования организма в целом. Многие болезни желудочно-кишечного тракта такие как гастриты, язвенная болезнь желудка и различные нарушения обмена веществ стали чаще наблюдаться в молодом возрасте. Наше физическое здоровье, состояние иммунитета, долголетие, психическая гармония — все это напрямую связано с проблемой здорового питания человека.

Состояние питания — один из важнейших факторов, определяющих здоровье и сохранение генофонда нации. Именно при достижении оптимальной структуры питания обеспечиваются высокая работоспособность и первичная профилактика многих заболеваний, повышается иммунная резистентность и усиливается защита организма от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Во всем мире ежегодно увеличивается количество людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракт. Заболевания желудочно-кишечного тракта относятся к числу наиболее часто встречающейся патологии в мире.Смертность от гастроэнтерологических причин в России занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических болезней и составляет порядка 0,08% (80 случаев на 100 000 человек). Ежегодно фиксируется прирост летальных исходов в среднем на 0,003%.

Мужчины на 38% чаще становятся жертвами болезней ЖКТ, что связано как с неконтролируемым потреблением алкоголя, так и с поздним обращением за медицинской помощью.

Среди смертоносных гастроэнтерологических заболеваний свыше 45% занимают болезни печени, вызванные алкоголем. Мужчин погибает вдвое больше, чем женщин (соотношение 16:7). Острый панкреатит и другие заболевания поджелудочной железы — причина смерти 17% пациентов гастроэнтеролога. Смерть от перитонита вследствие разрыва желчного пузыря составляет менее 1%.

Летальные болезни кишечника вызываются запущенными формами воспалений и прободений (нарушением целостности, образованием отверстий) стенок тонкой и толстой кишки. В частности, аппендицитом (воспалением слепой кишки) обусловлено до 4% всех смертей, связанных с ЖКТ. Столько же приходится на инфаркт (некроз, омертвение) кишечника.

Несмотря на широкую распространенность, язва желудка и ДПК является причиной смерти не более чем в 10% в гастроэнтеральной группе.

Из нелетальных заболеваний ЖКТ лидирует хронический гастрит. От него страдает до 80–90% пациентов в мире, чему способствует патогенная бактерия Helicobacter pylori, вызывающая воспаления слизистой желудка. В развивающихся странах инфицированность хеликобактерией у людей в возрасте от 40 лет достигает 95%.

В России присутствие Helicobacter pylori в желудке отмечается по разным данным у 62–94% взрослых пациентов.

Последствие гастрита — язва желудка обнаруживается у каждого 15-го жителя Земли. В нашей стране статистика оптимистичнее — болен только 1 из 40 россиян. Мужчины «зарабатывают» язву в 2–4 раза чаще, чем женщины.

Распространенность гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) достигает среди взрослого населения 50%. Симптомы заболевания отмечаются одинаково часто как у мужчин, так и у женщин.

Студентов следует рассматривать как профессионально-производственную группу населения определенной возрастной категории, объединенной специфическими особенностями труда и условиями жизни.

В соответствии с требованиями ГУ НИИ питания РАМН энергетическая потребность должна составлять для студентов 2585 ккал, студенток — 2434,5 ккал. На белки должно приходиться около 12 % суточной энергетической ценности рациона, причем доля белков животного происхождения должна составлять не менее 60 % их общего количества в рационе. Жиры должны составлять около 30 % от общей энергетической ценности рациона студентов, при этом на долю жиров растительного происхождения должно приходиться около 30% их общего количества. Суточная потребность студентов в основных минеральных веществах должна обеспечить поступлением в организм (мг):

  • кальция — 800;
  • фосфора — 1600;
  • магния — 500;
  • калия — 2500-5000;
  • железа — 10.

В ходе исследования данной проблемы мы провели анектирование среди студентов СФБашГУ экономического факультета. Студентам были заданы 12 вопросов с 5-ю вариантами ответов. Проанализировав их, можно сделать следующие выводы:

  1. Около 67% опрошенных употребляют в пищу высококалорийные продукты питания в столовой (ресторанах).
  2. 59% заедают плохое настроение шоколадами и пирожеными.
  3. 80% студентов не следят за количеством получаемых калорий.
  4. 96% учащихся позволяют себе забыть о правилах здорового питания во время праздников

Чтобы избежать проблемы со здоровьем, для студентов рекомендуется следующий рацион здорового питания:

  1. На завтрак рекумендуется употреблять кашу (рисовую, овсяную), картофельное пюре, гречка, макароны, хорошими дополнениями послужат фрукты и овощи. Из напитков можно чай с молоком, кофе, сок, и энергия на долгое время вам будет обеспечена.
  2. На перекус лучше всего употреблять кефир или йогурт, можно бутерброд, грушу или банан, но ни в коем случае не хот-дог или шаурму. Студенты часто предпочитают покупать еду в ближайших заведениях фастфуда, что чревато последствиями: язва желудка, повышенная утомляемость и набор веса.
  3. В обед желательно небольшое по объёму первое блюдо — борщ, суп мясной, рыбный, и второе — мясо с капустой, картошкой, рыба с гарниром и можно вдобавок десерт, чай или сок по желанию.Старайтесь ежедневно получать горячую пищу, потому что в таком виде она не потеряет свои питательные вещества и быстро усвоится организмом. Начинать обед следует именно с первого и только после приступать ко второму.
  4. Между обедом и ужином у студентов обычно бывает большой промежуток. Конечно, можно подождать до ужина, но постарайтесь добавить в свой план полдник. Тут можно чай попить с печенькой или стакан молока с булочкой, т.е. приём пищи должен быть лёгким.
  5. На ужин хороши такие блюда, как гоголь-моголь, пудинг, чай или сок.

Необходимо, чтобы суточная норма белка обеспечивала азотистое равновесие при полном удовлетворении энергетических потребностей, обеспечивала сохранность собственных белков организма, поддерживала высокую работоспособность организма и сопротивляемость к неблагоприятным факторам среды.

Представление о норме белка в пище постоянно менялось с течением времени и отличалось для разных стран. В настоящее время у нас в стране считается, что при легкой физической работе человеку требуется в среднем 1.2 — 1.3 г белка на кг массы тела, а при тяжелой работе — 1.5 г и более. При этом не менее 55% белков должно быть животного происхождения.

Полноценные животные белки содержатся в молоке, йогурте, сыре, мясе, птице, рыбе, морепродуктах и яйцах.

Неполноценные белки есть в большинстве злаков, орехов, семян, ореховых масел, зеленом горошке и бобовых (чечевица, нут, черная фасоль, фасоль пинто и обыкновенная фасоль).

Потребность в белках возрастает при умственной и физической работе, при работе, связанной с высоким нервным напряжением, в условиях повышенной температуры и др.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что студенты не следят за своим питанием и употребляют большое количество вредной пищи, что в будущем может гразить им диабетом и ожирением. Чтобы эти проблемы обошли вас стороной, необходимо тщательно следить за своим питанием, соблюдать режим и отказаться от вредной пищи. Любите свой организм также, как любили бы ребенка — относитесь к нему бережно и с вниманием. Тогда у вас точно не возникнет проблемы со здоровым питанием, ведь всякий раз при выборе блюд или продуктов вы будете руководствоваться не только знаниями, но и банальным здравым смыслом.

Список литературы

  1. Тутельян В. А. О нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ // Вопросы питания. —2009 — № 1. — С. 4-16.
  2. Скурихин И. М., Тутельян В. А. Химический состав российских пищевых продуктов: справочник. — 2-е изд. — М.: ДеЛи принт, 2002. — С. 236.