Информационное противоборство между СССР и США во второй половине ХХ века

№83-1,

Исторические науки и археология

В статье рассматривается политическая обстановка в мире во второй половине ХХ века. Информационное противоборство СССР и США характеризовалось попытками соперничавших стран любыми способами дискредитировать оппонента.

Похожие материалы

Отношения между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с его союзниками — с другой во второй половине ХХ века именуются термином «холодная война». Её первые признаки, но в замаскированном виде, проявились еще во время Великой Отечественной войны [5]. «Холодная война» являлась сложным процессом, который стоил затрат как минимум десяти триллионов долларов и огромного напряжения по всему миру. Идеологическим основанием «холодной войны» стала доктрина президента Г. Трумэна, опубликованная в 1947 году. По доктрине, конфликт между двумя сверхдержавами был неразрешим. В связи с этим, Соединенные Штаты Америки поставили перед собой цель — борьба с коммунизмом во всём мире и фактически разделили сферы влияния: США организует НАТО — военно- политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду, целью которого являлась защита Европы от советского влияния. СССР — ОВД — военный союз между СССР, Албанией, Болгарией, Чехословакией, ГДР, Венгрией, Польшей и Румынией, созданный в ответ на образование НАТО [3]. В странах Восточной Европы, занятых Красной Армией компартии начали проводить агитацию против США и Англии, против западных ценностей. Важнейшим тезисом пропаганды СССР являлся тезис враждебного капиталистического окружения. Советскому населению внушалась мысль о том, что США плетут бесчисленные заговоры против СССР и его союзников.

Хотя Соединённые Штаты и СССР не вступали официально в непосредственное военное столкновение, их соперничество за влияние приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов в различных частях третьего мира. В этой ситуации возрастала роль информационного противоборства между СССР и США, которое приобрело формы «психологической войны». Целью психологической войны со стороны и Соединенных Штатов, и Советского Союза была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «стран-противников» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока [1].

Примерами информационного противоборства СССР и США могут служить, во-первых, так называемые «вражеские голоса» — иностранные радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника» («Голос Америки», «Радио Свобода», «Русская служба Би-би-си»). Иновещательная служба СССР — Московское радио — также вела вещание на иностранных языках на зарубежную аудиторию. Деятельность этих радиостанций стала одним из знаковых моментов времён холодной войны. Устная пропаганда осуществлялась с помощью громкоговорителей, которые монтировали на различных боевых машинах, в том числе на танках. Для улучшения возможностей прослушивания радиопередач местными жителями в некоторых районах устанавливали небольшие транзисторные радиоприемники с несколькими фиксированными частотами. Большое внимание уделялось пропаганде среди населения в зоне боевых действий. С этой целью создавались специальные вооруженные пропагандистские группы, которые закидывались в провинции. Во-вторых, финансировался выпуск идеологически направленной литературы (например, в США выпускались книги о возможности войны с СССР, и давалась оценка сил НАТО и ОВД) и периодических изданий на иностранных языках, активно использовалось нагнетание классовых, расовых, национальных противоречий. В-третьих, первое главное управление КГБ СССР осуществляло так называемые «активные мероприятия» — операции по воздействию на зарубежное общественное мнение и политику иностранных государств в интересах СССР [2,4].

Для осуществления активных мероприятий в СССР применялись следующие методы:

  • поддержка просоветских сил (коммунистические партии и некоторые другие левые партии в странах Запада, движение за мир). Такая поддержка дружественных сил осуществлялась страной и открыто;
  • операции по оказанию политического воздействия через лиц, скрывающих свои связи с разведкой или ничего не подозревающих, однако играющих активную роль в правительственных, политических, деловых, профсоюзных, научно-образовательных кругах своих стран, а также в прессе (агенты влияния);
  • дезинформация для введения в заблуждение общественного мнения или государственных деятелей, дискредитации отдельных лиц и др.

Со стороны США — операция ЦРУ по воздействию на СМИ началась в 1950-х годах. Эта операция была инициирована Кордом Мейером и Алленом В. Даллесом. Организация вовлекала ведущих американских журналистов в сетевую деятельность по внедрению взглядов ЦРУ, основывая студенческие, культурные организации и журналы, используя их в качестве прикрытия.

Таким образом, информационное противоборство между СССР и США во второй половине ХХ века занимало большое место в «холодной войне». Обе стороны пропагандировали собственную идеологию и образ жизни, пытаясь таким образом дискредитировать врага в глазах населения с целью одержать победу в таком непростом противостоянии.

Список литературы

  1. Ильинский И. М. Холодная война: новый этап // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 5-17.
  2. Лавренов С. Я., Попов И. М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М.: ACT, Астрель, 2003. 778 с.
  3. Нежинский Л. Н., Челышев И. А. Доктринальные основы советской внешней политики в годы «холодной войны» // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945 – 1985 гг.). Новое прочтение / Отв. ред. Л. Н. Нежинский. М.: Международные отношения, 1995. С. 9-46.
  4. Фёдоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: МОО «Информация для всех», 2010. 202 с.
  5. Хазиев Р.А. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: некоторые аспекты новейшей англоязычной историографии // Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в судьбах народов и регионов: сборник статей. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. C. 108-118.