Влияние инновационных технологий на конкурентноспособность предприятия

№84-1,

экономические науки

С расширением рынка, возникает необходимость усиления конкурентоспособности предприятий. Одним из таких направлений является внедрение инновационных технологий в производство. В работе сделана попытка анализа усиления влияния инновационных технологий на конкурентоспособность предприятия на примере фирмы «Amazon» (www.amazon.com).

Похожие материалы

В системе рыночной экономике нельзя представить себе рынок без конкуренции. Не важно в каких сферах экономики работает ваша организация или предприятие, в 21 веке конкуренция есть в каждой отрасли. В условиях конкурентной борьбы очень сложно добиться успеха в бизнесе, если не продумывать различные стратегии развития своей компании, не уделять должного внимания состоянию рынка, конкурентов и своей конкурентоспособности.

Согласно некоторым ученым под конкурентоспособностью предприятия понимается: «способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише». [1]

А исходя из теории практически во всех отраслях экономики действуют следующие шесть факторов конкурентоспособности:

  • качество;
  • цена;
  • реклама;
  • ассортимент;
  • исследования и развитие;
  • обслуживание [2].

Как могут повлиять инновационные технологии на наш бизнес?

Что бы ответить на этот вопрос рассмотрим их эффективность на примере магазина «AmazonGo», открывшегося для публики 22 января 2018 года, от компании «Amazon». Специально для него была разработана инновационная технология магазина без продавцов. Эта технология должна была решить вопрос очередей перед кассами, так как от этих касс решили отказаться в пользу автоматизации расчета при покупке товаров. Вместо этого оплата товара покупателем производилась по безналичному расчету. Что бы посетить этот магазин покупателю требовалось просто скачать приложение на свой смартфон и привязать к нему свою банковскую карточку, после чего, на входе требовалось поднести телефон к турникету и автоматическая система пропускала человека. [3]

Конечно магазин не полностью автономен, есть ещё персонал, который выполняет и другие функции (объясняет покупателю как пользоваться системой, работает в подсобке или же проверяет возраст покупателя в отделе алкогольной продукции). С внедрением этой инновационной технологии, магазину удалось повысить спрос, заинтересованность потребителя и хорошую рекламу. Благодаря этому, хоть магазин и был задуман как «магазин без очередей», в день открытия интерес покупателя к данному предприятию был очень велик.

Несмотря на то, что внедрение этой технологии никак не повлияло на ассортимент и качество товара, но уже в первый день можно было сказать, что она явно повысила конкурентно способность магазина.

Обслуживание в магазине на первый взгляд упало, ведь нет тех продавцов, у которых мы привыкли узнавать цену товара и получать интересующую нас информацию. Но и эта проблема была решена: у покупателя есть вся не обходимая информация о товаре у него в смартфоне. А расчет за приобретённый товар происходить при выходе из магазина: приложение на личном устройстве клиента списывает нужную сумму с его привязанной банковской карты.

Исследованием и развитием инновационных технологий компания Amazon занимается уже не первый год. Так, согласно источнику, в 2012 году компания приобрела стартап «Kiva», которая разрабатывала технологию эффективного перемещения грузов на складах при помощи роботизированных устройств. [4] И спустя 4 года, фирма предоставила отчет о том, что в компании работают 45 тысяч роботов. [5]

Компания Amazon не пошла на сокращение рабочих мест людей, а даже расширила свой штат. После приобретения роботизированной компании Kiva в 2012 году, численность сотрудников компании стабильно возрастает от 30% до 50% в год, не включая подрядчиков или временных работников. А за 2016 год, увеличила их штат почти на 50% — до 341,4 тысячи сотрудников. Это вызвано снижением стоимости доставки товаров после внедрения роботизированных единиц — из-за этого повысился спрос на доставку, и, следовательно, на рабочих для складов.

По всем этим факторам, компания Amazon, со внедрением инновационных технологий, только увеличила свою конкурентоспособность. Сделав хорошую рекламу, упростив обслуживание, уменьшив затраты на рабочем персонале и увеличив их количество, она может более гибко влиять на цену своего товара. С экономической точки зрения, это уменьшило себестоимость продукции, что соответственно высоко повлияло на конкурентоспособность предприятия.

Этот пример наглядно показывает, как эффективно могут повлиять инновационные технологии на конкурентоспособность организации. Но это абсолютно не значит, что молодой компании стоит сразу прибегать к разработке «чего-то нового». Так как разработка таких технологий стоит больших ресурсов, постоянного исследования, аккумулирования знаний рынка и спроса потребителя, а также специалистов, которые будут этим заниматься. Компания «Amazon» — это довольно крупная организация с такими же крупными и многочисленными конкурентами. Именно наличие конкурентов требует от неё поиска новых методов организаций, внедрения инноваций для победы в конкурентной борьбе.

Внедрение инновационных технологий в отдельных случаях революционно влияет на конкурентоспособности предприятий, однако в свою очередь требуют больших ресурсов.

Список литературы

  1. Н. А. Васильева, М. Г. Миронов, Т. А. Матеуш: «Экономика предприятия» – Москва Юрайт, 2012г – 191с. – ISBN: 978-5-9692-0307-5, 978-5-9916-0492-5, 978-5-9916-0871-8, 978-5-9916-1910-3 – 121 стр.
  2. Стивен Силбигер. «МВА за 10 дней: Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира» // «The Ten-Day MBA. A Step-by-Step Guide to Mastering the Skills Taught In America’s Top Business Schools» — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 390 с. — ISBN 978-5-9614-4476-6.
  3. Газета «The New York Times» // Электронный ресурс [https://www.nytimes.com/2018/01/21/technology/inside-amazon-go-a-store-of-the-future.html]
  4. Новостная ссылка города Бостон штата Массачусетс в США //Электронный ресурс [http://archive.boston.com/business/technology/innoeco/2012/03/amazon_buys_warehouse_robotics.html]
  5. Газета «The Seattle Times» // Электронный ресурс [https://www.seattletimes.com/business/amazon/amazons-robot-army-grows/]