Проблемы разграничения преступлений предусмотренных, статьями 285 и 286 УК РФ

№85-1,

Юридические науки

В данной статье анализируются и оцениваются основные проблемы разграничения статьи 285 от 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно злоупотребления от превышения должностных полномочий.

Похожие материалы

Злободневность проблемы квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий определяется динамикой должностных преступлений , которая на всех уровнях власти возрастает, подтверждением этому служит обзор судебной практики. По данным статистики за последний 2017 год наблюдается постоянный рост количества административных дел в суды общей юрисдикции по спорам между гражданами и представителями государства — государственными служащими. Однако на этих данных четкой картины по должностным преступлениям выстроить сложно. Это объясняется следующими критериями. Во-первых, деятельность должностных лиц обладает публичным характером, оказывает прямое влияние на защиту прав и свобод граждан, общества и государства. Во-вторых, законодательство динамично, существует много процессуальных пробелов, из-за которых в суде сложно объективно оценить вину, доказать ее и наказать виновного.

Большинство ученых склоняются к мнению о том, что процветанию должностных преступлений различного уровня способствуют несовершенная правовая база, а также сложное политическое и экономическое положение в Российской Федерации.

Актуальность выбранной мною темы определяется следующими причинами: морально-этической и социально-политической. Основной задачей современной власти является искоренение противостояния народа и власти. Положительное влияние на восстановление доверия населения к власти может оказать эффективная борьба с должностными преступлениями.

Необходимо отметить, что имеется множество проблем в области криминализации должностных преступлений, а также животрепещущие вопросы в части их квалификации и дифференциации ответственности. Большую долю из них составляли проблемы разграничения превышения и злоупотребления должностными полномочиями. Эти аспекты всегда оставались интересными для обсуждения для ученых: И. А. Гааг, Е. Н. Разыграева, Н. В. Мирошниченко, А. В. Иванчин, М. Н. Каплин, А. О. Долгатова, А. А. Обухов и другие.

В 1892 году Н. И. Коркунов отметил, что неправомерное поведение частных лиц наносит меньший урон авторитету закона и прочности юридического порядка, в отличие от правонарушений должностных лиц. Используя властные полномочия, должностные лица с легкостью могут препятствовать защите интересов государства, лишая частных лиц защиты их законных прав и интересов .

Аналогичного мнения придерживался и Н.П. Печников. Основная часть жалоб, поступающих в рамках административных правонарушений, отводится на неправомерные действия государственных и муниципальных служащих, а также в отношении признания незаконными нормативно-правовых актов.

Нормы уголовного права активно подвергаются многочисленным изменениям и дополнениям именно в сфере рассмотрения должностных преступлений. Это в свою очередь порождает многочисленные вопросы, влияющие на судопроизводство в этой области. Анализ проблем и нахождение путей их решения необходим для дальнейшего совершенствования российского законодательства в целях борьбы со злоупотреблениями и превышениями должностными полномочиями. Исследование текущего вопроса также актуально для конкретизации проблем освобождения от уголовной ответственности.

Отсутствие единообразия в следственно судебной практике затрудняет квалификацию должностных преступлений, что конечном счете может привести к серьезным проблемам при рассмотрении и вынесении решения в отношении правонарушителя.

Наличие проблемы разграничения злоупотребления должностными полномочиями от превышения подтверждается высказыванием Э.А. Исаянова в части существования в нашем законодательстве двух составов в ст.285 и 286 УК РФ. «Часто возникают споры о понятии должностного лица, о наличии или отсутствии мотива в преступлениях, предусмотренных статьей 285 и 286 УК РФ и другие. Без решения вышеназванных проблем невозможна эффективная борьба с должностными преступлениями».

Многие авторы под «должностными преступлениями» понимают действия, которые затрагивают интересы государства, и предусмотрены главами 23 и 30 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время нормы по борьбе с должностными преступлениями являются лишь основой для борьбы с нарушениями служащих. Если данные нормы правильно и эффективно применять на практике, то это послужит залогом успеха в борьбе с должностными преступлениями.

Для правильного расследования преступлений, а также при подготовке обвинительных заключений по статьям 285 и 286 УК РФ необходимо ориентироваться на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». В данном Постановлении можно найти разъяснения для судей и обвинителей в части требования обязательно указывать конкретные права и обязанности, которыми должностное лицо превысило либо злоупотребило, а также документ, регламентирующий эти права и обязанности, ссылка на статью правовой нормы.

Анализируя практику в части действий должностного лица вопреки интересам службы, можно сделать вывод о том, что его действия могут сопровождаться нарушением особых обстоятельств службы, что характерно для статьи 286 УК РФ, в связи с этим ее сложно отграничить от статьи 285 УК РФ.

Разграничить составы данных преступлений можно, если оттолкнуться от субъекта, мотивов, а также цели преступлений. При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от превышения необходимо опираться на следующие факторы. В первую очередь это основания для криминализации и классификации, нуждающиеся в процессуальном упорядочении, а также в четком порядке дифференциации ответственности. Соблюдая эти требования, можно будет сделать первый шаг в борьбе с превышением и злоупотреблением должностных полномочий.

Необходимым условием для обоснованного привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и назначения им справедливого наказания является их верная квалификация. Что в свою очередь также нужно для предупреждения совершения новых преступлений.

Обвинитель и судья, при рассмотрении дел, должны руководствоваться статьей 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: о порядке возврата дел прокурору. Важнейшим фактором при рассмотрении дел в отношении должностных лиц служит время совершения правонарушения. То есть незаконные действия должностного лица, совершенные им во время нахождения в отпуске, состава должностного преступления не содержат. Как показывает практика, нередко следователи формально указывают на определенные отрицательные последствия злоупотребления. Это ведет к прекращению судьей уголовного преследования в части статьи 285 УК РФ, так как фактически последствия нарушения якобы не установлены.

Статья 286 УК РФ предусматривает наличие корыстной или иной личной заинтересованности, придающей употреблению должностных полномочий свойство злоупотребления. Важнейшей задачей следователя выступает выявление личностного характера мотива правонарушения. Связь между действиями служащего и его обязанностями, а также наличие связи между виновным и потерпевшим лицом, права которого существенно нарушены, является главным отличием при квалификации статьи 286 УК РФ от статьи 285 УК РФ.

Главным отличием при разграничении правонарушения, предусмотренного статьей 285 УК РФ выступает факт, предусматривающий использование виновным одного из трех видов должностных полномочий, а при превышении должностных полномочий использование соответствующего положения. Лицо, посягающее на общественные отношения, предусмотренные статьей 286 УК РФ, использует служебное положение без использования своих полномочий, что повышает общественную опасность содеянного.

Подводя итог, необходимо отметить, разграничение преступлений, предусмотренных статьей 285 и 286 УК РФ, основывается на нескольких критериях. Во-первых, определить, мог ли субъект преступления, не обладающий должностным положением, выполнить деяние, составившее объективную сторону. Связь между действиями виновного и его должностным положением, противоправное деяние должно обязательно вытекать из служебной деятельности и быть совершено в связи с ней и в ее процессе. Для объективного и единообразного толкования и применения закона об уголовной ответственности необходимо четкие критерии оценки общественно опасных последствий преступлений в УК РФ. Исходя из этого требуется вышеназванную проблему разработать доктринально.

Важно отметить, что причинами отмены судебных решений, следовательно оправданиями подсудимых является неверное толкование судьей побуждений субъектов преступления. При рассмотрении дела, требуется тщательное исследование мотивировки, выдвинутой стороной защиты, которая в свою очередь стремится скрывать действительные мотивы.

Независимо от статьи УК РФ, согласно которой классифицировано правонарушение, необходима доктринальная разработка новых подходов и методов либо усовершенствование действующих, а также единообразие их применения для борьбы с представления о фактической допустимости запрещенных форм поведения.

Список литературы

  1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3;
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2009. 30 октября. Федеральный выпуск № 5031 (207).
  3. Гришин Д.А. Вопросы законодательной и юридической техники закрепления норм уголовного закона в сфере освобождения от уголовной ответственности при деятельном раскаянии // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 3. - С. 150 - 156.
  4. И.А.Гааг, Е.Н. Разыграева, 2014
  5. Исаян Э. А. Противодействие злоупотреблению и превышению должностными полномочиями в России: история и современность. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2012. — № 2. — С. 112–117.
  6. Иванчин А. Н., Каплин М. Н. Служебные преступления. Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 108 с.
  7. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Пособие к лекциям. [Электронный ресурс] http://books.e-heritage.ru/book/10080146.
  8. Печников Н. П. Должностные и служебные преступления.: Издательство ТГТУ, 2007–60 с.
  9. Пикалёва В. В. Проблемы квалификации превышения должностных полномочий // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 370-372.
  10. Султанов В.Н, Гришин Д.А., Ретроспективный анализ злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий (на основе Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 марта 1990 г. и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.) // Вопросы управления. 2012. № 1 (1). С. 142-143.
  11. Тасаков С. В. Нормы общественной нравственности и их роль в совершенствовании действующего уголовного законодательства// Российская юстиция. - 2017. - № 12. - С. 21-23. - (Уголовное право). - Библиогр.: с. 23