Средства массовой информации как фактор социализации молодежи

№85-1,

социологические науки

В статье рассматривается положение о том, какую роль играют средства массовой информации для такой социальной группы, как молодежь. Также в статье показана статистика, представленная по итогам опроса курсантов Вологодского института права и экономики ФСИН России, влияния различных видов СМИ в жизни общества.

Похожие материалы

В настоящее время роль СМИ очень велика. Ведь не зря XXI век называют «информационным веком». Благодаря масс-медиа происходит информирование и просвещение населения, формируется политика и экономика. Без телевидения, радиовещания, интернета, печатной прессы невозможно представить жизнь современного человека.

СМИ являются агентом приобщения личности к обществу, поэтому деятельность масс-медиа в процессе социализации весьма значима.

Становление личности происходит под постоянным воздействием получаемой информации, которая оказывает влияние на ценности, установки и поведение молодежи. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что среди таких социальных факторов, как семья, образование, окружение друзей, СМИ имеют довольно большое значение.

Проблемы влияния СМИ на молодежь изучаются учеными во всем мире весьма активно, т.к. именно молодые люди более чувствительны к информации. Ведь молодежь — это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию различного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.

Благодаря масс-медиа молодежь всегда в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод»; СМИ повышает общую, а также и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования органов власти и населения; снимают социальную напряженность;

СМИ задают характерные для современной массовой культуры совершенные личностные нормы поведения, которые отражаются на молодежной субкультуре и тем самым присваиваются подростками, формируя их определенные ценности, установки и культурное поведение. В этой области особый интерес вызывает анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, распространяющиеся по каналам СМИ, т.к. это имеет прямое отношение к пониманию содержательности контекста и механизмов социализации подростков.

На сегодняшний день существует множество теорий о влиянии СМИ на развитие молодежи и ее поведение. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Теория культивирования (Д. Гербнер). СМИ в целом рассматриваются как средства культивирующие, т. е. укрепляющие определенные ценности, уже существующие в культуре. В соответсвие с выдвинутым предположением, телевидение рассматривалось как средство, нацеленное на долгосрочный эффект, который составлен из небольших и постепенных эффектов, которые накапливаются и приводят к существенному изменению своего смысла.
  2. Теории «волшебной пули» и «подкожных инъекций». Согласно этой теории, те, кто управляет средствами информации, управляет и обществом, т.к. СМИ имеют прямое, непосредственное и мощное воздействие на людей, обращающих внимание на их содержание.
  3. Теория урегулирования повестки дня (М. Маккобсом, Д. Шоу). Средства массовой коммуникации не столько заставляют людей думать, сколько формируют их отношение к событиям. Повестка дня носит запрограммировано — выборочный характер, поскольку и темы, и проблемы, прежде чем они станут достоянием массовой аудитории, подвергаются тщательному отсеву и распределяются в соответствии с той степенью значимости в информационном пространстве, которая им предназначается самими средствами массовой информации.
  4. Теория обретения пользы и удовлетворения (Д. Бламлер, Э. Кац). Человек, согласно данной теории является активным отборщиком сообщений, который ориентирован на свои цели, потребности, интересы, ценностные ориентации.
  5. Теория зависимости (С. Болл-Рокеш, М. де Флер). Согласно этой теории сильно заметно наличие сложной системы взаимодействий между СМИ, их аудиторией и обществом, а также то, что она устанавливает существование сильной зависимости потребностей и направленностей людей от деятельности масс-медии.

Обобщая подходы, которые мы только что рассмотрели можно описать процесс влияния СМИ на массовое сознание следующим образом. Социальные институты и средства массовой коммуникации, взаимодействуя с аудиторией, создают у людей различные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает влиять на то, где, в какой области человек будет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.

Мощнейшим доступным для всех средством массовой информации, влияющим на общественное сознание, поле интернета является телевидение. Социологическое исследование, охватывающее курсантов 18-20 лет ВИПЭ, которое было проведено нами, показало, что на первом месте по количеству затраченного времени стоит интернет (67% популярности), на втором — совмещение всех СМИ (23%). Телевидением часто пользуются 10% опрошенных, печатные издания (газеты, журналы) студенты не относят к основным источникам информации (0% популярности). Телевидение предоставляет возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального воздействия на человека.

Наиболее интересными телевизионными передачами для курсантов являются развлекательные программы (особенно для девушек (57%), юноши же (23%), на втором месте стоят музыкальные программы(36% девушек, 10% юношей). Что касается мультфильмов, то они интересны только девушкам(23%), а вот научно-познавательными программами интересуются исключительно юноши.(6%). При проведении анализа результатов опроса по поводу наиболее предпочитаемого канала для курсантов, то первое место опять занимают развлекательные каналы, такие как «ТНТ», «СТС», «Пятница». А вот канал «Культура» популярностью среди курсантов не пользуется(0%).

Что касается такого момента, как просмотр новостей среди курсантов, то 50% курсантов, считают их интересными, 43% интересуются ими, но довольно редко, а 7% вообще не интересуются. Наиболее востребованным каналом для просмотра новостей среди курсантов является «Первый канал»(70%), а «RT» и «LIFE» интересны меньшинству.(10%)

Рассматривая такое СМИ, как радио, то 70% курсантов практически его не слушает, 27% слушает его раз в месяц. Самой популярной радиостанцией, по мнению курсантов, является «Европа+»(40%).

Многие курсанты считают, что информация, получаемая посредством СМИ, полезна(76%), но несмотря на этот результат большинство курсантов используют СМИ для общения (27%) и развлечения (36%). А вот самообразованием посредством получения информация из СМИ никто не занимается (0%). Остальные курсанты пользуются СМИ именно в учебных целях (36%).

Что касается печатных изданий, то, как юноши (83%), так и девушки (73%) не читают прессу вообще. Неудивительно, что женские глянцевые журналы интересны исключительно для девушек (20%). Научные же журналы интересны лицам обоего пола, но в малой степени (юноши — 10%, девушки — 16%). А вот интернет журналы не интересны никому(0%) несмотря на то, что Интернет является легкодоступным и наиболее распространенным СМИ на сегодняшний день.

Влияние СМИ на социализацию молодежи значительно. Между тем, необходимо подчеркнуть положительный характер влияния СМИ на общество в целом и молодежь в частности. Именно СМИ впитывает в себя опыт и традиции различных видов искусства, печати и радио, отражает различные стороны социально-экономической, политической, культурной жизни современного общества, оказывает непосредственное и достаточно активное влияние на социокультурные, учебные и воспитательные процессы.

Названные обстоятельства требуют активизации деятельности по повышению качества социализации молодежи, воспитания ее культурных, интеллектуальных и гражданских качеств. Наиболее актуальным в этой связи является воспитание молодежи в духе высокой нравственности и патриотизма, усиление духовной составляющей в общественном сознании общества в целом. Большое значение для решения этой проблемы отводится повышению образовательного уровня молодежи. В этой связи необходимы меры по организации обучающих ювенальных СМИ, способствующих решению насущных молодежных проблем: содействующих выбору профессии, получению образования, развивающих и повышающих ее духовный и интеллектуальный уровень. Средства массовой информации являются значимым фактором социализации молодежи. Молодежь как активно социализирующаяся категория остро нуждается в повышении эффективности работы институтов СМИ.

Список литературы

  1. Гришкова С.С. Социологический анализ роли средств массовой информации в жизни современной студенческой молодежи // Россия и СМИ: сб. ст. студентов. Ломоносовские чтения 2004 г. URL: lib.socio.msu.ru/l/library.
  2. Р. Лернер, Л. Стайнбергс. Справочник по психологии подростков //– Нью-Йорк: Wiley, 2009. – С. 320.
  3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.