Принципы инклюзивного обучения

№126-1,

Педагогические науки

Потребность глубинной перестройки системы образования в России обусловлена объективными процессами трансформации общества. Учитывая, что современная система образования должна соответствовать социальным запросам современности, так и обеспечить качественно новое будущее, для этого целесообразно рассмотреть те процессы, которые происходят сейчас в нашей жизни, а также их то, что их обусловило в прошлом и как они будут развиваться в дальнейшем. Ответы на эти вопрос могут стать основой к определению приемлемых и рациональных шагов в развитии новой системы образования (в том числе и лиц с особыми потребностями), которые представляют молодое поколение и для них нужно обеспечить достойную жизнь в грядущем.

Похожие материалы

Отношение к лицам с нарушениями психофизического развития, в частности к инвалидам детям, соотносится с теоретическими моделями, которые формировались в процессе развития общества и были обусловлены господствующими идеологическими установками, общественной мыслью, системой социально-политического устройства[1; 5].

Социальная модель обозначила перелом в общественном сознании относительно детей с особенностями психофизического развития и начался процесс их интеграции в среду сверстников. Проблема интеграции в общем образовании может рассматриваться с позиций двух существенных характеристик образования. Первая позиция дает основания говорить об интеграции в науке как фундаментальной основе изменения содержания образования, обеспечения ее целостности. Преобладание интеграции или дифференциации в развитии науки имеет историко-гносеологические и социально-экономические истоки. На основе накопленных знаний стало возможным вторичная интеграция, философское осмысление мира, что, соответственно, привело к вторичной дифференциации — создание новых наук с новыми предметами познания. ХХ веку присущи глобальные масштабы дифференциации и интеграции научных знаний, в том числе и в области образования. Возникновение в педагогике понятие «интеграция» стало следствием длительного развития интеграционных процессов в образовании и, в частности, в образовании специальной.

Если мы понимаем инклюзию, как трансформацию, то мы в корне изменяем наше отношение к многообразию человеческого сообщества, которое есть в образовательной системе. Это многообразие следует рассматривать не как источник трудностей, а, наоборот, как некий атрибут реальности, который стоит принимать и ценить. При таком подходе мы отвергаем постоянный взгляд на норму, как несколько гомогенное и стабильно. Мы видим норму в разнообразии [4].

Учителя инклюзивных классов глубже понимают индивидуальные различия и особенности детей, а также эффективнее сотрудничают с родителями и другими специалистами (специалистами по лечебной физкультуре, реабилитологами, логопедами, социальными работниками и др.) [2; 3] Инклюзивное система образования также полезна с общественной точки зрения, поскольку благодаря совместному обучению детей с детства учатся понимать и толерантно относиться к человеческим различиям.

Заключение

Таким образом, опыт функционирования специальных заведений в России свидетельствует о значительных достижениях, которые имеют эти образовательные центры. К несомненным достижениям можно отнести: создание в специальных учебных заведениях достаточной материальной базы, обеспечение соответствующих условий для предоставления коррекционной помощи, организацию профессионально-трудовой подготовки, обучения и отдыха. В специальных заведениях дети с нарушениями развития получают образование, направленное на получение знаний по основам наук, совершенствование личностных качеств, коррекцию нарушений развития и дальнейшую социализацию. Коррекционные занятия обеспечивают не только исправления нарушений психофизического развития, но и обеспечивают влияние на личность в целом для достижения положительных результатов в ее обучении, воспитании и интеграции в общество. Специальные школы в основном обеспечены современными методическими материалами, разработанными в соответствии с требованиями общества.

Список литературы

  1. Алисултанова Э.Д., Бисултанова А.А. Основные аспекты и принципы использования мультимедийных технологий в инклюзивном образовании // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. Т. 15. № 2 (16). С. 49-54.
  2. Афонькина Ю.А. Принципы инклюзивного образования в парадигме социального взаимодействия // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 11. С. 16-20.
  3. Бабанова Е.М. Инклюзивное образование: основные принципы, история становления и опыт МГГЭУ // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 3 (23). С. 127-132.
  4. Беткер Л.М. Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Вестник угроведения. 2014. № 3 (18). С. 92-97.
  5. Борзова О.А. Принципы инклюзивного образования в условиях современной школы // Вестник Института образования человека. 2020. № 2. С. 10-13