Песни и музыка сопровождают людей с самого рождения и без них нельзя представить человеческую жизнь, поэтому совершенно естественно, когда песни звучат и на уроках английского языка, вызывая у учащихся всплеск эмоциональной восприимчивости к языку. Песни на уроке оживляют преподавание. Они должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом плане, эмоциональны, а также отвечать возрастным особенностям учащихся. Содержание песни может стать основой для общения на изучаемом языке, обсуждения проблем молодежи, знакомства с характерными особенностями их жизни за рубежом.
Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения (закрепляет правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения и т.д.), развитию музыкального слуха. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует ее активизации. Часто встречаются имена собственные, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями.
На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня стимулирует развитие навыков диалогической речи. Благодаря аутентичности песен учащиеся овладевают подлинным разговорным языком.
Основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие принципы отбора песенного материала:
- принцип аутентичности, обеспечивающий расширение лингвострановедческого кругозора учащихся;
- принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов ребят;
- принцип методической ценности для формирования и совершенствования базовых речевых навыков и умений детей, который обеспечивается соответствием песенного материала тематике устной речи и чтения на данном этапе обучения с учетом действующих учебных программ, а также методических условий данного урока.
Использование песен на начальном этапе изучения иностранного языка очень актуально, именно поэтому, на наш взгляд, любой УМК содержит то или иное количество песен и музыкальных рифмовок. К сожалению, в УМК старшей ступени работа с аутентичным песенным материалом встречается значительно реже. Предлагаемые песни относятся в основном к фольклорному жанру, тогда как старшеклассники больше знакомы и интересуются современной поп или рок музыкой. К тому же работа сводится к чтению песни, переводу на родной язык и записи нескольких слов в тетрадь, прослушиванию песни и совместному исполнению под фонограмму. Мы не стали ограничиваться этим и придумали серию упражнений на понимание содержания песни, стимуляцию устно-речевых высказываний, а так же различные лексико-грамматические упражнения.
Результатом нашей работы стало занимательное пособие, предназначенное для учащихся 10-11 классов, начиная от среднего уровня. Пособие:
- построено на аутентичном материале современных песен на английском языке;
- предлагает современную проблемную тематику текстов и заданий, соответствующих возрасту и интересам старшеклассников;
- содержит авторские задания, способствующие лучшему восприятию учащимися языка;
- обеспечивает возможность применения полученных ранее умений, навыков на практике, так как все разделы пособия построены на ситуациях, близких по тематике школьной программе (в частности УМК New Millennium English).
Данная брошюра является первым выпуском и состоит из 9 разделов. Каждый раздел посвящен работе с одной песней и делится на три стандартных этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап включает в себя снятие языковых трудностей песенного текста, введение и первичное закрепление новых слов, толкование употребления в тексте лексических явлений, первичное обсуждение содержания песни.
Текстовый этап включает прослушивание всей песни. Во время прослушивания учащиеся заполняют пропуски, расставляют строчки по порядку и т.д. При необходимости возможно повторное прослушивание.
Послетекстовый этап предполагает вопросно-ответную форму, обсуждение содержания языкового оформления песни. В качестве рефлексии можно использовать небольшой тест с помощью которого учащиеся по пятибалльной системе оценивают содержание песни.
Simple | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Fun | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Good lyrics | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Too long | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Boring | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I want to hear it again | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I think the singer is sincere | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I would like to meet the singer | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I would give to a friend | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Методические разработки, представленные в пособии, могут быть использованы при проведении уроков, курсов по выбору, во внеклассной работе со старшеклассниками.