Финансовый бенчмаркинг как современная технология повышения эффективности деятельности вуза

№98-1,

экономические науки

В условиях повышения конкуренции в сфере высшего образования особое значение в последнее время приобретает финансовый бенчмаркинг, который позволяет сравнивать собственные финансово-экономические показатели вуза с аналогичными показателями других вузов. В статье рассматривается сущность и методика применения финансового бенчмаркинга в сфере высшего образования.

Похожие материалы

Одним из актуальных направлений развития учреждений высшего образования становится прогнозирование показателей эффективности их функционирования, по которым вуз оценивается со стороны внешней среды. Это происходит как в виде формирования различных рейтингов, так и в виде мониторинга эффективности деятельности вузов, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации. Умение оценивать текущую ситуацию и прогнозировать значения показателей эффективности на перспективу является важным для вуза при определении своих позиций. [1]

Среди показателей, характеризующих эффективность финансовой деятельности вуза, необходимо выделить группу коэффициентов, рекомендуемых для анализа Министерством образования и науки РФ:

Показатели эффективности финансовой деятельности вуза [5]
Рисунок 1. Показатели эффективности финансовой деятельности вуза [5]

В Мониторинге эффективности деятельности вузов приведены следующие показатели эффективности финансово-экономической деятельности вуза :

Показатели эффективности финансово-экономической деятельности вуза [3]
Рисунок 2. Показатели эффективности финансово-экономической деятельности вуза [3]

Необходимо отметить, что для получения более значимого и наглядного результата при проведении анализа показателей финансовой деятельности важно проводить сравнительный анализ полученных результатов с аналогичными по сфере образования. В основе сравнительного анализа финансовых результатов деятельности вузов лежит финансовый бенчмаркинг.

Финансовый бенчмаркинг — это управленческая технология сравнительного анализа процессов финансового управления организацией, контрольными показателями которой выступают индикаторы качества финансовой работы организации. Финансовый бенчмаркинг относится к современным технологиям повышения эффективности деятельности образовательной организации, наряду с такими технологиями, как фандрайзинг, контроллинг и брендинг. [6]

Финансовый бенчмаркинг вуза включает в себя: сравнительный анализ финансово-экономических показателей деятельности образовательной организации:

Финансово-экономические показатели деятельности образовательной организации [9]
Рисунок 3. Финансово-экономические показатели деятельности образовательной организации [9]

Можно выделить следующие особенности финансового бенчмаркинга образовательных организаций:

  • представляет собой непрерывный процесс, в результате которого можно получить ценную информацию, необходимую для усиления конкурентных преимуществ;
  • направлен на повышение эффективности финансового управления вуза, посредством сравнения с другими вузами;
  • нацелен в первую очередь на улучшение качества образовательных услуг, а не на получение коммерческих выгод.

В качестве источников информации могут использоваться внутренние данные (публичная отчетность, финансовые документы, опрос сотрудников студентов вуза) и внешние данные (данные о вузе в СМИ).

Как и любой другой метод или модель в финансовом анализе, применение финансового бенчмаркинга требует стандартизации, выработки алгоритма, в соответствии с которым будет осуществляться сравнительный анализ финансовой активности вуза. Финансовый бенчмаркинг, проводимый вузами, можно разделить на четыре основных этапа:

Этапы реализации проекта финансового бенчмаркинга вузов [9]
Рисунок 4. Этапы реализации проекта финансового бенчмаркинга вузов [9]

Данный метод подходит как для коммерческих, так и для государственных вузов. Одни вузы могут использовать показатели других для выявления ошибок и потенциальных возможностей, корректировки своей внутренней политики. Другие вузы могут использовать отчетность вузов-конкурентов для определения их характерных особенностей, сильных слабых мест, для корректировки конкурентной политики и защиты от возможных рисков.

Применение финансового бенчмаркинга позволит вузам не только изучить лучшие практики организации финансового менеджмента, но и повысить собственные финансово-экономические показатели.

Список литературы

  1. Астафьева М. П. Анализ показателей эффективности деятельности российских вузов / М. П. Астафьева, О. А. Зятева, И. В. Пешкова, Е. А. Питухин // Университетское управление: практика и анализ. — 2015. — № 4. — С. 4-18.
  2. Касимова Д. Ф. Финансовый бенчмаркинг как инструмент управления финансами предприятия/ Д.Ф. Касимова, Э.Р. Ахметзянова // Современная наука и практика.- 2016- №12 (17).- С. 40-42
  3. Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования // URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/.
  4. Петрушин А.С. Бенчмаркинг на основе финансовых показателей // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №9. — С. 74-77.
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 28 ноября 2013 г. № 06-948. // URL: www.consultant.ru
  6. Применение современных управленческих технологий повышения эффективности деятельности образовательного учреждения: монография / И.А. Морозова, Е.Е. Сидорова, К.С. Куликова; ВолгГТУ. - Волгоград, 2013. - 103 с.
  7. Сидорова, Е.Е. Бенчмаркинг как способ совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства / Е.Е. Сидорова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - № 2. - C. 73-78.
  8. Финансовое обеспечение деятельности образовательной организации высшего профессионального образования: монография / С.П. Сазонов, Е.Е. Харламова, И.А. Чеховская, Е.А. Полянская, С.Г. Седлениеце, М.В. Коротеев; ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - 144 с.
  9. Харламова, Е.Е. Применение технологии финансового бенчмаркинга для анализа деятельности опорных технических вузов России / Е.Е. Харламова, Ю.А. Арефкина // Экономика образования. - 2018. - № 6 (109) (ноябрь–декабрь). - C. 34-41.