Обеспечение охраны труда на железнодорожном транспорте при перевозке горючих веществ

№86-1,

технические науки

Данная статья посвящена исследованию системы охраны труда на железнодорожном транспорте, рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие основной механизм реализации политики охраны труда работников. Проведен анализ опасных и вредных производственных факторов при перевозке горючих веществ на железнодорожном транспорте. Проведен анализ основных проблем функционирования системы управления охраной труда. Выявлена необходимость совершенствования организации системы управления охраной труда с целью снижения производственного травматизма, минимизации негативного влияния на организм человека вредных факторов. В качестве одной из таких мер предложено перейти к новому методу управления охраной труда (ОТ) – механизму управления профессиональными рисками с учетом своевременного выявления, расследования, учета факторов повышенной опасности, разработки прогнозных данных возникновения микротравм и инцидентов.

Похожие материалы

Главным курсом общегосударственной политически в сфере защиты и охраны труда считается гарантия приоритета сохранения жизни и здоровья личности. Никакие производственные установки предприятия не должны считаться приоритетными, ключевыми и стоять выше системы обеспечения безопасности труда его сотрудников.

На сотрудников железнодорожного транспорта в целом оказывают негативное влияние множество факторов: высокий риск механического травматизма, электротравматизма, негативное влияние шума, вибраций, электромагнитных волн, отрицательных микроклиматических факторов, загрязненного атмосферного воздуха и прочее.

Перевозка горючих веществ на железнодорожном транспорте обусловлена действие следующих опасных вредных производственных факторов:

  • физические (подвижные части производственного оборудования, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны, зашумленность, вибрация);
  • химические (токсические; раздражающие; канцерогенные; мутагенные и т.д.);
  • биологические (патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы простейшие и т.д.) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения, животные);
  • психофизические (физические перегрузки; нервно-психические перегрузки);
  • действие вредных веществ (вещества чрезвычайно опасные; вещества высокоопасные; вещества умеренно опасные; вещества малоопасные.)

Система защиты граждан в рамках современного производства действует на основе нормативно-правовой регламентации, социально-экономической составляющей, организационно-технической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической охране. Эффективный и действующий механизм защиты работников — основа системы охраны труда. Огромная роль при этом принадлежит уровню профессионального образования в сфере охраны труда. Высокая компетентность, профессионализм, а также привитая образовательным учреждением культура точного исполнения предписаний и правил, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах способствует существенному снижению вероятности получения травм, а также возможности предотвращения появления у сотрудника профессиональных заболеваний.

Для того, чтобы четко исполнять все предписания и нормы, необходимы соответствующие знания. Любой сотрудник железнодорожного транспорта должен быть проинформирован, а также хорошо ориентироваться в содержании действующих законодательных актах, которые регламентируют определенные правила поведения в различных ситуациях на производстве. Целесообразно исследовать кратко правовое поле в области охраны труда, в том числе действующего и для системы охраны труда на железнодорожном транспорте. Вся система нормативно-правового регулирования данной области состоит из четырех уровней: единый, межотраслевой, отраслевой и локальные правовые акты самих организаций. Итак, первый уровень правового поля составляют законодательные акты федерального уровня, которые образуют базовые принципы общегосударственной политики в области охраны труды. Здесь главным образом можно назвать Конституцию Российской Федерации [1], Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) [2].

В декабре 2001 г. был принят Трудовой кодекс РФ для целей законодательного закрепления государственных гарантий трудовых прав и свобод личности, формирования благоприятных условий труда, совершенствования механизма защиты прав и интересов работодателей и работников. Нормативно-правовые акты закрепляют законодательные основы регулирования правоотношений в области охраны труда между участниками трудовых правоотношений и направлены на формирование условий труда, которые полностью бы соответствовали требованиям сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.

Межотраслевые правовые акты представляют собой государственные документы, распространяющие свое действие на все отрасли экономики, потому что не имеют отраслевого признака. К их числу можно отнесли следующие: стандарты Системы стандартов безопасности труда, правила безопасности труда (к примеру: правила безопасной эксплуатации электроустановок, санитарные установки работы с некоторыми опасными и вредными производственными факторами и прочие).

Отраслевые правовые акты регламентируют требования безопасности, которые являются характерными для соответствующей отрасли экономики: правила безопасности на транспорте, на химическом производстве и пр. В числе таких документов можно обозначить отраслевые стандарты, инструкции, приказы и указания министерств по охране труда и производственной безопасности. К примеру, с 15 февраля 2002 года было утверждено «Положение о контроле и надзоре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте» № ЦБТ-829 от 30.05.2001 г. Данное Положение закрепляет основополагающие направления организации контроля и надзора за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте, отдельных железных дорогах.

Законодательные акты организаций представляют собой локальные нормативно-правовые акты, которые распространяют свое действие только в конкретной организации: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др. Все принятые нормативно-правовые акты в России носят строго обязательный характер.

Особенности условий функционирования железнодорожного транспорта, специфичность производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и многообразие оборудования и технологий, их постоянное обновление, быстродействие современных технологий и механизмов, сложность и повышенная опасность механизмов их обслуживания заставляют уделять повышенное внимание системе гарантии безопасности, обуславливают профессиональные задачи и направленность учебной дисциплины «Охрана труда».

Практика демонстрирует, что в любой деятельности человека, главным образом в производственной, не исключается возможность наступления события отрицательного характера: получение различного рода травм, профессионального заболевания, инвалидности, несчастного случая, вреда здоровью. Предприятия и организации несут большие финансовые расходы и моральные потери при образовании профессиональных заболеваний, а также в случаях производственного травматизма сотрудника. Все это обуславливает повышенный интерес к изучению сущности отрицательных факторов и их источников, к проблемам влияния производственной среды на жизнь и здоровье сотрудника.

Обеспечение производственной безопасности сотрудников железнодорожного транспорта гарантируется получением соответствующих знаний о грозящих человеку на транспорте опасностях и негативных факторах, исполнением предписаний взаимодействия работника с оборудованием, технологиями и с производственной средой. Любому специалисту, в границах его должностных обязанностей, необходимо уметь идентифицировать опасности, для чего важно знать их суть и возможные источники образования.

В разработанной программе структурной реформы на железнодорожном транспорте определены ключевые цели и задачи до 2030 года: удовлетворение рыночного спроса на перевозки, совершенствование деятельности и функционирования железнодорожного транспорта, повышение качества услуг. Обозначенной программой предусмотрен так же механизм обеспечения социальной защищенности сотрудников железнодорожного транспорта. Прогнозируемыми итогами подобной реформы в данной сфере будут являться: повышение качества труда в связи с техническим переоснащением отрасли; значительное уменьшение рабочих мест с тяжелым ручным трудом и условиями труда, которые наиболее вредны для здоровья; рост реальной заработной платы работников железнодорожного транспорта; совершенствование системы охраны здоровья и профилактики профессиональных заболеваний. Для исполнения данной Стратегии предусмотрено осуществление определенных мер: совершенствование системы государственной поддержки развития данной инфраструктуры; развитие механизма государственного регулирования данной отрасли и цен (тарифов) на определенные виды продукции и услуг; гарантия правового, информационного и технического взаимодействия Российских железнодорожных систем с иностранными государствами, целесообразности и необходимости интеграции Российского железнодорожного транспорта в систему международных перевозок и максимально эффективного использования в подобных целях его транзитного потенциала; разработка и выполнение соответствующих мер, которые направлены на обеспечение соответствующего уровня безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры.

В современных социально-экономических условиях становится очевидна потребность повышения социальной ответственности ОАО РЖД за сохранение здоровья работников, занятых на производстве.

Осуществляемая в Компании работа по формированию безопасных и благоприятных условий труда, предупреждению и снижению несчастных случаев на производстве дает возможность сохранить динамику к снижению производственного травматизма сотрудников ОАО РЖД. Тем не менее, такие показатели все еще на много выше общеевропейских показателей.

Охрана труда — ключевая составляющая функционирования ОАО «РЖД», так как работа на железнодорожном транспорте имеет ряд факторов, которые отрицательно влияют на здоровье сотрудников, — напряженность и тяжесть труда, шум, вибрация, плохая освещенность, химический фактор.

Рассмотрим ключевые задачи охраны труда в ОАО «РЖД».

Основная цель — это улучшение условий труда на рабочих местах, которая решается с выполнением и реализацией следующих задач:

  • строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений на территории дистанциях пути и путевых машинных станциях;
  • постоянное обновление оборудования пунктов обогрева и комнат приема пищи;
  • оснащение кабин локомотивов стеклами большой прочности, виброзащитными креслами машиниста и т.д.;
  • минимизация доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.

На осуществление всех разработанных мер по совершенствованию механизма охраны труда ежегодно выделяется более 0,7% от сумм эксплуатационных издержек без учета затрат на спецодежду, спецобувь и прочие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры.

Обеспечение всех сотрудников современными необходимыми средствами индивидуальной защиты помогает значительно уменьшить риск получения профессионального заболевания и производственного травматизма.

В ОАО «РЖД» действует 18 вагонов охраны труда, которые задействованы в единой системе организации обучения сотрудников структурных подразделений железных дорог. Подобные вагоны представляют собой мобильные комплексы обучения, ключевой функций которого выступает оказание методической и организационной помощи в процессе обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников с применением аудио-, видео- и компьютерных технологий, а также осуществление профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.

В настоящее время система охраны труда находится на пороге значительных преобразований. Совместно с уже имеющимися методами и формами управления имеется потребность внедрения новейших форм и моделей по управлению охраной труда на производстве. Новые методы управления охраной труда, такие, к примеру, как менеджмент гигиены и безопасности труда, базирующиеся на международных стандартах и рекомендациях, в последующем должны заменить стандартные формы управления охраной труда.

Целесообразно отметить, что начиная с 2014 года в ОАО «РЖД» на основании норм Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» осуществляется проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ). СОУТ организовывается в филиалах и отделениях предприятия в соответствии с разработанным планом. На основании официальных статистических данных в ОАО «РЖД» в 2014 году СОУТ реализована на 75 702 рабочих местах, в 2015 году — на 101 984, а в 2016 на 85 689 местах; согласно сводным данным о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» по состоянию на 01.08.2017 г. данная проверка осуществлена на 43 859 местах [4].

В числе основных способов и процедур по борьбе с непроизводственным травматизмом на объектах ОАО «РЖД» выступают разъяснительная работа, комплекс технических мероприятий. В 2017 году на обеспечение безопасности граждан компания потратила порядка 300 млн руб. — в частности, отремонтированы 64 пешеходных моста, 609 переходов, 16 пассажирских платформ. ОАО «РЖД» добилось внесения изменений в приказ Минтранса в части запрета нахождения граждан в неустановленных местах в зоне движения поездов и прохода по переходу на запрещающий сигнал светофора.

В настоящее время назрела объективная необходимость преобразовать традиционную систему управления охраной труда с учетом:

  • применения в качестве основных стандартов управления, признанных на мировом уровне;
  • использование системного подхода при решении вопросов охраны труда;
  • перехода от реагирования на страховые несчастные случаи к профессиональному управлению рисками на производстве с учетом микротравм и инцидентов;
  • тесного переплетения управленческой и производственной деятельности;
  • перехода от локальных систем управления к интегрированным [5].

Для защиты здоровья и безопасности работников организации должны осуществляться такие профилактические мероприятия, как:

  • определение стратегии управления безопасности организации, которая включает в себя безопасные условия труда, профилактику воздействия факторов производственной среды на безопасность труда;
  • минимизация рисков на рабочем месте и по возможности сведение их к нулю;
  • оценка рисков, которые невозможно избежать;
  • определение первопричин рисков;
  • замена опасных факторов производства на мене опасные;
  • учет особенностей работы конкретного специалиста с учетом уменьшения производственного риска;
  • обучение и инструктирование сотрудников предприятия;
  • преимущественное использование коллективных мер защиты.

При этом руководство предприятия должно, в первую очередь, уметь оценить производственные риски безопасности и здоровья сотрудников с учетом характера их работы на предприятии.

Все риски должны быть оценены правильно. В организации должен быть введен постоянный процесс управлении рисками [6].

Во многих европейских странах уже осознали, что процесс оценки рисков может принести выгоду предприятию в виде уменьшения затрат, связанных с производственным травматизмом, сокращением страховых случаев, уменьшением числа дней нетрудоспособности работников.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – № 197. – 1993.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №1311. – Ст. 1351.
  3. Положение о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Министерством путей сообщения РФ 23 марта 1998 г. № ЦСР-543)
  4. Демиденко Е.В. Человек на пути // Гудок. – 2017. – № 152.
  5. Климова Е.В., Рыжиков Е.Н. Снижение производственного травматизма путем совершенствования системы управления охраной труда // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. – 2017. – №1. – С. 41 – 49.
  6. Чернышенко О.В., Занина И.А. Специальная оценка условий труда и оценка профессионального риска в системе управления охраной труда // Концепт. – 2017. – № 57. – С. 1 – 4.