Оценка мероприятий по охране труда на железнодорожном транспорте при перевозке горючих веществ

№93-1,

технические науки

В представленной статье проведено исследование системы охраны труда на железнодорожном транспорте при перевозке горючих веществ. Также рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие основной механизм реализации политики охраны труда работников железнодорожного транспорта. Проведен анализ опасных и вредных производственных факторов при перевозке горючих веществ на железнодорожном транспорте. Рассмотрены основные проблемы функционирования системы управления охраной труда. Выявлена целесообразность совершенствования организации системы управления охраной труда с целью снижения производственного травматизма, снижения уровня негативного влияния на организм сотрудников вредных факторов. В качестве одной из таких мер предложено перейти к новому методу управления охраной труда (ОТ) – механизму управления профессиональными рисками с учетом своевременного выявления, расследования, учета факторов повышенной опасности, разработки прогнозных данных возникновения микротравм и инцидентов.

Похожие материалы

Обеспечение безопасности труда — главнейший фактор осуществления грамотной и эффективной трудовой политики не только отдельно взятого предприятия, организации, но также и всего государства в целом. Для реализации подобной данной политики органы государственной власти, а также органы управления предприятия обязаны разрабатывать инструкции по технике безопасности и нормам поведения в определенных чрезвычайных ситуациях.

Вся система нормативно-правового регулирования обеспечения охраны труда граждан в различных сферах деятельности, в том числе и сотрудников железнодорожных путей сообщения при перевозке горючих веществ состоит из четырех уровней: единый, межотраслевой, отраслевой и локальные правовые акты самих организаций.

К числу нормативно-правовых актов первого уровня мы можем отнести законодательные акты федерального уровня, которые образуют базовые принципы общегосударственной политики в сфере охраны труды, обязательные для выполнения всеми предприятиями и организациями различных форм собственности. Здесь главным образом можно назвать Конституцию Российской Федерации [1], Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) [2].

Огромная роль в совершенствовании государственной политики в области охраны труда принадлежала принятию в декабре 2001 г. Трудового кодекса РФ. Данным законодательным актом на законодательном уровне были закреплены государственные гарантии трудовых прав и свобод личности, формирование благоприятных условий труда, совершенствование механизма защиты прав и интересов работодателей и работников. Важно обозначить, что все нормативно-правовые акты закрепляют законодательные основы регулирования правоотношений в области охраны труда между участниками трудовых правоотношений и направлены на формирование условий труда, которые полностью бы соответствовали требованиям сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.

Следующий уровень законодательного регулирования обеспечения охраны труда работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе и предприятий железнодорожного транспорта, составляют межотраслевые правовые акты. Данные законодательные акты представляют собой государственные документы, распространяющие свое действие на все отрасли экономики, потому что не имеют отраслевого признака. К их числу можно отнесли следующие: стандарты Системы стандартов безопасности трудовой деятельности, основы безопасности труда (к примеру: основы безопасной эксплуатации электроустановок, санитарные установки работы с некоторыми представляющими опасность и вредными факторами производства и прочие).

Отраслевые правовые акты регламентируют требования безопасности, которые являются характерными для соответствующей отрасли экономики: основы безопасности на транспорте, на химическом производстве и пр. В числе таких документов можно обозначить отраслевые стандарты, инструкции, постановления и распоряжения министерств по охране труда и производственной безопасности. К примеру, с 15 февраля 2002 года было утверждено «Положение о контроле и надзоре за положением охраны безопасности трудовой деятельности на федеральном железнодорожном транспорте» № ЦБТ-829 от 30.05.2001 г. Данное Положение закрепляет основополагающие направления организации контроля и надзора за развитием охраны труда на железнодорожном транспорте, отдельных железных дорогах. Здесь же можно назвать еще один правовой акт, которым также декларируется общий механизм соблюдения всех предписаний и основ осторожности при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом, это Правила 15-73-94. Перевозка горючих веществ на железнодорожном транспорте обусловлена действие следующих представляющих опасность и вредных производственных факторов: физические (передвижные элементы производственного механизма, запыленность, загазованность окружающей рабочей атмосферы, зашумленность, вибрация); химические (токсические; вызывающие раздражение; вещества с повышенной долей канцерогенов; мутагенные и т.д.); биологические (различные вредные микроорганизмы (вирусы, грибы и т.д.) и продукты их жизни; микроорганизмы (растения, животные); психофизические (чрезмерные физические нагрузки; нагрузки на психику человека); — действие вредных веществ (вещества особо опасные; вещества, имеющие высокую опасность; вещества умеренно опасные; вещества наименее опасные).

Рассмотрим основные положения, которые регламентированы данным правовым актом, исполнение которых полностью отвечает требуемой системе охраны труда при перевозке горючих веществ железнодорожным транспортом. Так, для обеспечения безопасности труда при перевозке горючих веществ железнодорожным транспортом должны исполняться соответствующие предписания и установки, исполнение которых гарантирует безопасность маршрутов с опасным грузом: перевозку необходимо организовывать в сопровождении со всеми необходимыми документами от следующих субъектов — грузоперевозчика, грузополучателя, арендаторы контейнеров, сотрудников железнодорожных путей и иные стороны подобной перевозки; тара и упаковка горючего вещества подлежит обязательному тестированию и маркировке должным образом, на которую также должны быть соответствующие документы, которые подтверждают соблюдение норм.

При этом сама перевозка должна соответствовать следующим условиям:

  • прием или выгрузка горючего вещества должны проводиться только с исполнением Правил для перевозок железнодорожным транспортом;
  • погрузка, прием, разгрузка нужно осуществлять лишь на тех участках железнодорожного полотна, которые не используются социумом (пассажирами);
  • доставленные к месту назначения грузы, которые входят в состав группы класса опасности № 1, запрещается оставлять на территории станции более 2-х часов.

Особенности характера функционирования железнодорожного транспорта, специфичность производственных процессов в рассматриваемой области, сложный характер, новизна и многообразие оборудования и технологий, их постоянное обновление, быстродействие современных технологий и механизмов, сложность и повышенная опасность механизмов их обслуживания заставляют уделять повышенное внимание системе гарантии безопасности, обуславливают профессиональные задачи и направленность учебной дисциплины «Охрана труда».

В современных социально-экономических условиях становится очевидна потребность повышения социальной ответственности ОАО РЖД за сохранение здоровья работников, занятых на производстве.

Рассмотрим ключевые цели охраны труда в ОАО «РЖД» при перевозке горючих веществ. Основная цель — это совершенствование условий труда на местах работы, которая решается с выполнением и реализацией следующих задач:

  • постройка, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и участков на территории дистанциях пути и путевых машинных станциях;
  • постоянное обновление оборудования пунктов обогрева и комнат приема еды;
  • оснащение кабин локомотивов стеклами большой прочности, креслами, защищающих от вибраций машиниста и пр.;
  • минимизация доли ручного труда, главным образом осуществление работ по механизации большей части процессов производственного характера, ремонта и строительства пути.

На осуществление всех разработанных мер по совершенствованию механизма охраны труда ежегодно выделяется более 0,7% от сумм эксплуатационных издержек без учета расходов на спецодежду, спецобувь и прочие средства защиты работников, медицинские комиссии [3].

В настоящее время система охраны труда находится на пороге значительных преобразований. Совместно с уже имеющимися методами и формами управления имеется потребность внедрения новейших форм и моделей по организации охраны труда на предприятии. Новейшие механизмы управления охраной труда, такие, к примеру, как менеджмент гигиены и безопасности труда, базирующиеся на международных стандартах и рекомендациях, в последующем должны заменить стандартные формы управления охраной труда.

Также важно отметить, что с 2014 года в ОАО «РЖД» на основании норм Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» осуществляется мероприятие по специальной оценке условий труда (далее — СОУТ). Данное мероприятие организовывается в филиалах и отделениях предприятия в соответствии с разработанным планом. На основании официальных статистических данных в ОАО «РЖД» в 2014 году СОУТ реализована на 75 702 рабочих местах, в 2015 году — на 101 984, а в 2016 на 85 689 местах; согласно сводным данным об итогах осуществления подобной оценки условий труда в ОАО «РЖД» по состоянию на 01.08.2017 г. данная проверка осуществлена на 43 859 местах [4].

В настоящее время очевидна объективная необходимость преобразовать общепринятую систему управления охраной труда с учетом:

  • применения в качестве основных стандартов управления, признанных на мировом уровне;
  • использование системного подхода при решении процедур охраны труда; перехода от реакций на произошедшие несчастные случаи к систематическому управлению рисками производственного процесса с учетом микротравм и различного рода инцидентов;
  • теснейшего переплетения управленческой и производственной деятельности; перехода от локальных механизмов управления к интегрированным [5].

Для защиты здоровья и безопасности работников при перевозке горючих веществ должны осуществляться такие профилактические мероприятия, как:

  • определение стратегии управления безопасности организации перевозки, которая включает в себя безопасные условия труда, профилактику влияния факторов производства на безопасность труда;
  • снижение рисков, а также стремление их исключить;
  • установление ключевых причин рисков;
  • устранение опасных факторов производства и их замена на мене опасные;
  • обучение и инструктирование всех работников организации;
  • отдавать предпочтение применению коллективных мер защиты.

Руководство организации должно научиться эффективно определять производственные риски, негативные факторы, совершенствовать все процедуры, которые гарантируют безопасность труда и здоровье каждого человека с учетом специфики их работы. На предприятии должен быть введен беспрерывный процесс управлении рисками [6]. В большинстве европейских государствах уже стало очевидным, что механизм оценки рисков дает возможность извлечь соответствующие выгоды организации в форме снижения издержек, которые переплетены с производственным травматизмом, минимизации страховых случаев, сокращения количества дней нетрудоспособности сотрудников.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – № 197. – 1993.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №1311. – Ст. 1351.
  3. Положение о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Министерством путей сообщения РФ 23 марта 1998 г. № ЦСР-543)
  4. Демиденко Е.В. Человек на пути // Гудок. – 2017. – № 152.
  5. Климова Е.В., Рыжиков Е.Н. Снижение производственного травматизма путем совершенствования системы управления охраной труда // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. – 2017. – №1. – С. 41 – 49.
  6. Чернышенко О.В., Занина И.А. Специальная оценка условий труда и оценка профессионального риска в системе управления охраной труда // Концепт. – 2017. – № 57. – С. 1 – 4.