Средства формирования физической культуры личности

№86-2,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены существующие средства, которые влияют на формирование физической культуры личности. Специальными средствами физической культуры являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Проведен опрос среди 50 студентов Елабужского института и его анализ.

Похожие материалы

Физическая культура личности подразумевает за собой совокупность знаний, навыков и умений, которые используются в дальнейшем для достижения физического и интеллектуального развития способностей человека. Существуют различные формы средств, формирующие физическую культуру личности, которые мы рассмотрим в данной статье. Перед нами стоит задача выявления проценты увлеченности к физической культуре и уровня знаний о средствах формирования физической культуры личности среди молодёжи.

Под понятием «средство» понимается то, что использует человек для достижения своих целей. Совокупность предметов, условий, форм и видов деятельности, которые используются людьми для усовершенствования физической подготовки, называются средствами физической культуры. Люди используют различные формы и методы для усовершенствования своего физического состояния организма, а так же преследуют для этого совершенно разного рода мотивации. Этим может послужить как улучшение физических показателей здоровья, так и желание похудения на летний сезон. Причины и мотивы могут различаться и нести совершенно противоположные смысловые нагрузки.

На данный момент выделяют такие группы средств физической культуры как физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, инвентарь и технические средства, идеомоторные и аутогенные факторы. Из вышеперечисленных факторов некоторые относятся к специальным средствам физической культуры. Ими являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы, рассмотрим каждый отдельно из этих факторов.

1. Физические упражнения — это совокупность двигательной деятельности человека, направленная на выполнение задач, целью которых является формирование физического воспитания.

Признаками, которые отличают физические упражнения, могут считаться следующие: направленность на физическое совершенство человека, наличие определённых закономерностей и соразмерное развитие всех органов и систем человека.

Существует множество факторов, которые влияют на эффективность воздействия физических упражнений. И знание определенных факторов благоприятно воздействует на формирование педагогического процесса. Первая группа факторов предполагает индивидуальные возможности людей. В зависимости от возраста, пола, физической подготовки и многих других факторов формируются комплекс, длительность, сложность, упражнений. Вторая группа рассматривает квалификацию преподавателя. В третью группу входят особенности самого упражнения, которые подразумевают его сложность, техника выполнения или направленность. Последняя группа включает внешние условия, например, качество используемого спортивного инвентаря или его наличие.

2. Природные факторы или естественные силы природы — это явления, которые влияют на организм человека, и под их воздействием происходят биохимические изменения в организме, влияющие на состояние здоровья: излучение солнечного света, воздействие температуры воздуха на организм человека, контрастные изменения атмосферного давления, повышенная влажность в воздухе и другие различные факторы.

Существует два направления использования природных факторов в физической культуре. Первое направление связано с благоприятными условиями при выполнении физических упражнений. А природные факторы, рассматривающиеся как самостоятельные средства закаливания и оздоровления, можно назвать вторым направлением физической культуры.

3. Гигиенические факторы — это дополнительные средства, которые играют большую роль для решения задач физического воспитания. Если идеально соблюдать гигиенические нормы, то именно они и повысят эффективность выполнения физических упражнений. Примером может послужить консолидация хорошо организованного педагогического процесса с правильным режимом сна и питания, обратный эффект имеет, например выполнение физических упражнений в антисанитарных условиях.

На данный момент существуют две группы средств, входящие в гигиенические факторы. Первая группа представляет собой средства, которые способны обеспечить жизнедеятельность человека вне воспитательного процесса физической культуры (нормы личной гигиены). Вторая группа содержит средства, которые входят в состав физической жизнедеятельности человека. Например, создание индивидуально-специализированного питания, активизация восстановительных процессов организма с помощью массажа.

Нами был проведён опрос среди пятидесяти студентов Елабужского института КФУ, включающий в себя пять вопросов:

  1. Занимаетесь ли Вы физической культурой?
  2. Как часто Вы уделяете этому время? (с вариантами ответов: «каждый день», «несколько раз в неделю», «один раз в неделю»).
  3. Какой вид спорта Вам предпочтителен?
  4. Как Вы укрепляете своё здоровье?
  5. Какие средства формирования физической культуры Вы знаете?

Люди, отвечающие на первый вопрос положительно, продолжают опрос. Если же ответ отрицательный, то участникам опроса необходимо ответить только на четвертый и пятый вопрос.

Проведя опрос, мы получили следующие результаты:

  • 48% из опрошенных респондентов ответили, что занимаются физической культурой. Из них восемь человек ответили, что занимаются спортом каждый день, 12 человек — несколько раз в неделю и 4 человека — один раз в неделю. Так же среди 24 человек отметили, что предпочитают лёгкую атлетику, фитнес, баскетбол и волейбол. Остальные 52%, которые составляют 26 из опрошенных респондентов, не занимаются физической культурой.
  • Из всех опрошенных респондентов 24 ответили, что укрепляют своё здоровье, выполняя физические упражнения, остальные же, которые не занимаются физической культурой, ответили, что укрепляют своё здоровье дополнительным приёмом витаминов.
  • Респонденты предложили несколько средств формирования физической культуры: закаливание, правильное питание, физические упражнения, здоровый сон.

Анализируя ответы участников опроса, мы приходим к следующему выводу: студенты Елабужского института минимально заинтересованы в спорте и имеют довольно скудные знания о средствах формирования физической культуры личности, мало уделяют внимание своему здоровью и не заинтересованы в поддержании организма своего тела.

Комплексное взаимодействие вышеперечисленных средств, направленных на формирование личности в сфере физической культуры, приведёт к наиболее высоким результатам, нежели их разобщённому взаимодействию. Синтез разнообразных средств удвоит результат и покажет усиленный прогресс личности в физической культуре. Например, использование гигиенических факторов с природными данными человека покажет максимальное влияние на человека в положительном русле.

Познакомившись со средствами формирования личности в сфере физической культуры, мы легко можем составить идеальный план, который подойдёт лично каждому, для создания здорового физического состояния. При систематизации средств формирования физической культуры личности мы выявили так же и отрицательные факторы, влияющие на организм человека. Нельзя забывать о природных явлениях, которые могут помешать на протекание совершенного формирования личности. Зная при этом «минусы» мы можем избежать последствия и превратить их в желательные «плюсы». Это нам поможет создать комплекс упражнений и правильный режим питания на основе данных, которые мы проанализировали.

Физическая культура помогает нам создать идеальный здоровый организм. Именно для этого и существуют различные средства формирования личности, влияющие на наше тело и интеллект.