Значение мотивации в достижении результата в спортивной деятельности

NovaInfo 10, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Мотивация спортсмена играет одну из самых важных ролей в достижении результатов. Только это не означает, что чем мотивированнее спортсмен, тем он результативнее. Не стоит также полагать, что для выполнения цели требуется максимальный уровень мотивации.

Ключевые слова

МОТИВАЦИЯ, СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА

Текст научной работы

Мотивация спортсмена играет одну из самых важных ролей в достижении результатов. Только это не означает, что чем мотивированнее спортсмен, тем он результативнее. Не стоит также полагать, что для выполнения цели требуется максимальный уровень мотивации.

Мотивация — это внутреннее побуждение к достижению цели. Мотивация от стимула отличается именно тем, что побуждение происходит изнутри. В то время как, стимул исходит извне и может являться побуждением для мотивации. Например, спортсмен мечтает о награде, и он представляет ее у себя в уме. Награда здесь является стимулом, а представление ее в уме — мотивацией. Без должной мотивации и стимуляции спортсмен не сможет грамотно выполнять указания тренера. Попросту, он не сможет тренироваться, чтобы стать мастером. Без мастерства, как известно, отличных результатов не добиться, поэтому мотивировать спортсмена требуется, но степень мотивации не должна превышать определенного значения [4, с. 17].

Слишком высокая мотивация повышает степень тревожности и уровень страха спортсмена перед выступлением, поэтому можно, часто, услышать от тренера «успокойся, расслабься». Чрезмерное старание приводит к ухудшению результатов для некоторых спортсменов, но существуют ситуации, когда требуется максимальная мотивация спортсмена. Кроме того, существует понятие «оптимальный уровень мотивации», который зависит не только от спортсмена, но и от вида спорта. Максимальная мотивация требуется в видах спорта, где требуется большая выносливость, быстрота реакции. В тоже время, слишком высокая мотивация помешает в тех видах спорта, где потребуется четко координируемые движения.

Стимулом для мотивации спортсмена являются соревнования. Известно, что при соревнованиях спортсмен старается достичь максимального результата. Помимо соревнований хорошей мотивацией для спортсмена является похвала тренером достижений спортсмена. Например, спортсмен улучшил свой персональный рекорд, а тренер поблагодарил его за грамотное исполнение и великолепный результат. Средства мотивации не ограничиваются похвалой и соревнованиями, для каждого они строго индивидуальны, и только при грамотном подборе тренером, спортсмен достигает требуемого успеха. Также стимул может превратиться в форму внутреннего побуждения при условии, если стимул является потребностью. Другими словами стимул и мотив могут помочь человеку реализовать свои возможности.

Спортсмен должен научиться управлять своими мыслям в целях улучшения спортивной работоспособности. Человек в течение дня многократно мысленно общается с собой, и этот само разговор является не более чем серией мыслей, из которых некоторые положительные, а некоторые отрицательные. Применительно к спорту контроль мыслей создает возможность максимализировать количество положительных, и снизить или же полностью исключить мысли, имеющие негативный характер. Последнее обстоятельство может иметь важное значение, поскольку, согласно имеющимся научным данным, положительные мысли не всегда способствуют повышению работоспособности, тогда как отрицательные почти всегда снижают её [1, с. 56].

Негативные мысли у спортсменов возникают по разным причинам, но обычно это связано с отсутствием уверенности, необходимой для успешного выступления в соревнованиях, или же с отсутствием у спортсмена необходимого уровня подготовленности. Для того чтобы во время соревнований избавиться от таких мыслей, спортсмену, прежде всего надо убедиться в том, что они действительно возникают. Для этого целесообразно на протяжении нескольких дней подсчитать, сколько раз такие мысли приходили в голову в связи с тренировочной или соревновательной деятельностью. Желательно для этого носить с собой блокнот и делать в него соответствующие записи. Таким способом можно установить, с чем именно связаны негативные размышления, и исходя из этого, разработать программу для их исключения. Задача не только в том, чтобы избавиться от негативных мыслей, но и в том, чтобы заменить их на положительные [2, с. 74].

Когда спортсмен теряет мотивацию и стимул к тренировкам, например ленится. Причиной этому могут быть однообразие тренировок, неудовлетворенность результатами, болезнь, желание проводить день не по столь жесткому графику и т.п. С точки зрения психологии, появление лени у спортсмена говорит о том, что нет достаточного признания им важности того, что он делает. Спортсмен понимает, для чего он выполняет то или иное действие, но каждый раз в голове возникает мысль — а может данное действие не стоит того, а может все-таки стоит. Например, фехтовальщик на тренировке оттачивает мастерство прямой атаки на мишени. Он понимает, что такая тренировка помогает быстроте реакции в поединке. В то же время, он сомневается в полезности, потому как считает, что уже выучил данное действие до автоматизма и больше никогда не забудет. В итоге, ему лень повторять данную атаку, возможно, даже однократно. В такой ситуации тренер может заставить спортсмена выполнять упражнение, как говорится, через силу. Тогда спортсмен может потерять удовольствие к тренировкам или, вообще, к профессиональному спорту. Как известно, удовольствие — очень значимый фактор для достижения прогресса в спортивной деятельности, да и не только в ней [3, с. 96].

Как помочь спортсмену преодолеть лень? В спортивной психологии, в такой ситуации, основной упор делается на осознание спортсменом своих актуальных потребностей в данный момент времени. Помощью в определении таких потребностей служит определение системы ценностей спортсмена, мотивации в текущей деятельности и связи текущей деятельности, включая мотивацию, с потребностями спортсмена. Самое распространенное упражнение на выявление актуальных потребностей это написать на листке в два столбика список причин сомнений, в первый заносятся «почему это стоит делать», во второй — «почему этого не стоит делать». Записать требуется как можно больше причин, желательно, все, что приходит в голову. С помощью такого упражнения, можно мысли «мне надо, а я не хочу» перевести в более грамотные «я не хочу, мне и не надо» и «мне надо, а я этого и хочу». В примере с фехтовальщиком, противоречие выглядит, как «мне надо отработать атаку, а я не хочу». Благодаря упражнению противоречие, как один из множества вариантов, может преобразоваться в «я не хочу отрабатывать атаку, мне и не надо, потому что сейчас я ей владею на достаточном уровне» и «мне надо отработать защиту, а я как раз этого и хочу, потому что на данный момент времени она у меня слабая». Таким образом, фехтовальщик определил свою актуальную потребность на данный момент времени — это отработка защиты — и он знает, что может вернуться к отработке атаки, когда почувствует в этом необходимость. Как именно происходит процесс преобразования противоречия? Этот вопрос более сложный. Данный процесс строго индивидуален и зависит от умения осознавать и анализировать. Профессиональные спортсмены прибегают к помощи спортивных психологов, которые помогают обращать внимание на причины, которые до выполнения упражнения спортсмен не замечал, и концентрироваться на причинах «почему это стоит делать» [5, с. 128].

Еще один вариант решения проблемы лени в спорте — это осознание спортсменом, зачем он сейчас ленится, какие выгоды он имеет, а что отдает и теряет. Затем спортсмен сам принимает решение о том, хочет ли он менять ситуацию или не хочет. Если выбирается второй вариант, то акцент делается на плюсах от ситуации. Таким образом, спортсмен преодолевает сомнение в том, что он что-то не то делает. Если выбирается первый вариант, разбираются минусы и плюсы иной ситуации. В этом случае акцентируется внимание на минусах, чтобы спортсмен смог осознать, что для него значимо сейчас — минусы иной ситуации или плюсы лени. В нашем примере фехтовальщик от лени, как вариант, получат возможность заняться чем-нибудь другим кроме тренировки, отдает возможность тренеру позаниматься с другим спортсменом, теряет возможность найти свой стиль исполнения атаки[3, с. 117].

Эффективной мотивацией может, является то, что более компетентный человек ставит цель перед исполнителем. Неэффективной мотивацией в этом случае будет, является просто фразы: «постарайся сделать все, что можно». Почему? Потому что компетентный человек ставит грамотную и четкую задачу, как кажется исполнителю. Такая цель более определенная, чем «все, что сможешь», поэтому и мотивация исполнителя становится эффективней, а цель более достигаемой. Но для каждого человека следует применять индивидуальные мотивационные подходы. Главным моментом в вышеприведенном примере эффективной мотивации является, то, что цель должна быть реально достижимой для конкретного исполнителя и соответствовать его желаниям.

Таким образом, когда достигается оптимальный уровень мотивации, тогда приходит успешность в результатах.

Читайте также

Список литературы

  1. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г., «Формирование спортивной мотивации», Омск, СибГАФК, 2008
  2. Горбунов Г.Д., «Мотивация спортсмена в тренировочном процессе», уч. пособие, М., ФиС, 2009
  3. Дмитриенкова Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. — Смоленск: Знание, 2008. — 298 с.
  4. Ильин Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения). — К.: Вища школа, 2008. — 420 с.
  5. Хекхаузен Х., «Мотивация и деятельность», 2-е изд. СПб., 2009

Цитировать

Кокурин, А.В. Значение мотивации в достижении результата в спортивной деятельности / А.В. Кокурин, Е.А. Кудашкин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 10. — URL: https://novainfo.ru/article/1540 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться