Роль мотивации в воспитании культуры здоровья учащейся молодёжи

№46-2,

педагогические науки

В статье рассмотрены потребности, на основе которых возникает мотивация, задачи, путем решения которых обусловлено достижение цели мотивации, и дается характеристика мотивов к занятиям физической культурой.

Похожие материалы

В нашем современном мире все люди слишком заняты, все куда-то бегут, торопятся, ничего не успевают делать. Некоторые, наоборот, обленились, и ничего не хотят делать, никуда не ходят ходить, ничего не замечают вокруг себя. И что уж тут говорить о студентах, которые целыми днями занимаются учебой, работой, а кто-то и вовсе просто не хочет ни учиться, ни работать. Во всех этих случаях мы можем понять, что человек не уделяет должного внимания своему здоровью и занятию спортом. Давайте хоть ненадолго остановим этот ритм жизни и задумаемся о своем здоровье? Ведь здоровье это наша жизнь!

Первое, что нам нужно – мотивация!

Мотивация – процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. Сформированное обоснование своего поступка, действия – мотив. Это внутреннее состояние личности, которое определяет и направляет ее действия в каждый момент времени.

Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [1].

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность. Мотивация является главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной [2].

Главная цель занятий физической культурой, проводимых в учебных заведениях – сохранение и укрепление здоровья, формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности. Для этого необходимо стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологическое благополучие, развитие способностей, физических качеств и свойств личности. Именно регулярные занятия физической культурой и спортом должны обеспечить достижение необходимого уровня развития физических качеств, т.е. приобретение определенного уровня тренированности. Этого можно добиться, только тогда, когда педагог (в первую очередь педагог по физической культуре) направляет свою деятельности на формирование у студентов здоровьесберегающих компонентов, главный среди которых – мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо учитывать интересы студентов. Выявлять наиболее предпочитаемые ими виды двигательной активности, с помощью средств и методов физического воспитания выработать у студентов интерес к занятиям.

Мотивация может возникнуть в сознании студента при занятии любым делом. Для того чтобы найти мотивацию для занятий спортом, необходимо разобраться в себе. Внутри себя любой студент сможет найти мотивацию для совершения того или иного действия, главное начать эти поиски. Такой мотивацией может стать и плохая конституция своего тела, и плохие отношения с физкультурой ещё со школьных времен и просто желание кому-либо понравиться и то, что должно заинтересовать всех – физическая активность замедляет процесс старения.

Таких мотиваций может быть большое количество. Некоторых вдохновляют занятия в спортзалах, другим больше нравится водные виды спорта, кого-то радуют танцы, а кого-то аэробика. Многие говорят, что у них ни на что не хватает времени. Но время есть у всех. По крайней мере, найти 3-4 часа в неделю не такое уж сложное дело. Так что, первое, что надо сделать на пути к спортивной жизни, найти собственную мотивацию.

Любой мотив возникает на основе потребностей, поэтому рассмотрим основные, относящиеся к студентам потребности:

  • потребности в движении;
  • потребности в выполнении обязанностей учащегося;
  • потребности в выполнении спортивной деятельности.

Достижение цели мотивации физического воспитания обусловлено решением следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач в учебном заведении:

  1. Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  2. Усвоение научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  3. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  4. Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  5. Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
  6. Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных профессиональных целей.

Характеристика мотивов к занятиям физической культурой:

  1. Оздоровительные мотивы. Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний, благотворное воздействие на организм физических упражнений.
  2. Двигательно-деятельностные мотивы. При выполнении физической работы прослеживается снижение производительности труда, которое происходит вследствие его монотонности, однообразия. Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процента восприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок. Выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительнее повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых, и удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями. При занятиях физическими упражнениями в организме человека происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной.
  3. Соревновательно-конкурентные мотивы. Данный вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения.
  4. Эстетические мотивы. Мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями заключается в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих.
  5. Коммуникативные мотивы. Совместные занятия физической культурой и спортом содействуют улучшению коммуникации между социальными и половыми группами.
  6. Познавательно-развивающие мотивы. Данная мотивация тесно связана со стремлением человека познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их с помощью средств физической культуры и спорта.
  7. Творческие мотивы. Занятия физической культурой и спортом дают неограниченные возможности для развития и воспитания в обучающихся творческой личности.
  8. Профессионально-ориентированные мотивы. Группа данной мотивации связана с развитием занятий физической культурой, ориентированных на профессионально важные качества студентов различных специальностей, для повышения уровня их подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
  9. Административные мотивы. Занятия физической культурой являются обязательными в учебных заведениях России. Для получения контрольных результатов введена система зачетов, один из которых по предмету «Физическая культура».
  10. Психолого-значимые мотивы. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое состояние подрастающей молодежи. Определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством нейтрализации отрицательных эмоций у человека.
  11. Воспитательные мотивы. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля.
  12. Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у подрастающего поколения увеличивается их жизнестойкость, повышается личностный статус при возникновении конфликтных ситуаций.
  13. Культурологические мотивы. Данная мотивация приобретается у подрастающего поколения с воздействием, оказываемым средствами массовой информации, обществом, социальными институтами, в формировании у личности потребности в занятиях физическими упражнениями.

К сожалению, мы начинаем ценить свое здоровье только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой. Данная ситуация обусловлена и такой причиной, как несформированность мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни. Отсюда следует, что забота о здоровье есть важнейшая задача в деле подготовки специалистов. Вуз должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом.

Список литературы

  1. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов. М.: Академический Проект, 2004. C. 16-36.
  2. Сырвачева И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. науч. конф. ДВГУ / Владивосток, 2003. C. 108-111.