К вопросу о становлении понятия «познавательная самостоятельность» в педагогике

№86-2,

педагогические науки

Рассматривается понятие «познавательная самостоятельность» и «активность» в историческом аспекте. Выявляется связь этих понятий.

Похожие материалы

Проблемы образования волновали человечество на протяжении тысячелетий. Вопрос: “Как совершенствовать процесс обучения“ стоял задолго до создания научной области педагогики и до формирования ее основных принципов и законов. На протяжении всего этапа становления науки ученые разрабатывали модели обучения, искали пути, которые должны привести к формированию творческой индивидуальности, активно и самостоятельно мыслящей личности. Исходя из поставленных целей, современная российская система образования, отказываясь от тех методов и принципов, которые не выдержали проверки временем и не соответствуют новым требованиям общества, стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования. Для нас интересен вопрос, как менялись взгляды на проблему самостоятельности и активности учеников в разные исторические периоды.

В качестве отправной точки нашего исследования можно использовать тезис И.Г. Пестолоцци, который считал важнейшей задачей обучения развитие логического мышления, познавательных способностей учеников. В связи с этим им разработан метод элементного образования, который предполагал наличие взгляда на обыденное, как на нечто неизведанное и любопытное, тем самым призывал поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Данный метод предусматривал самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала вместе с учителем, а затем сами должны развивать свои силы и способности. Нельзя оставить без внимания тот факт, что Ф.А.В. Дистервег, формулируя дидактические правила преподавания, наряду с ясностью, четкостью, последовательностью изложения материала, включил и самостоятельность, заинтересованность самих учащихся.

На сегодняшний день самостоятельность, на наш взгляд, — это прежде всего самостоятельность мышления, проявляемое в умении понять вопрос, отыскать пути решения поставленной задачи, отделить существенное от несущественного, делать новые выводы из полученных знаний. А это не является врожденным свойством каждого человека, но результатом долговременного процесса формирования умения учиться и работать самостоятельно.

Возникает вопрос: связанны ли между собой самостоятельность и активность?

В 19 веке на фоне изменения целей обучения, когда переносится акцент с воспитания коллектива в целом — на отдельную личность. Обучение и воспитание рассматриваются, только как условия формирования гражданина общества, изменяется взгляд и на воспитание самостоятельности. Теперь уже самостоятельность выступает как свойство личности, которое необходимо развивать специально организованными методами. Подтверждение этим словам мы находим в трудах многих педагогов-новаторов того времени.

Так Н.А. Добролюбов помещал в центр воспитания заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека к активной жизни. Цель образования для него не столько сообщение неких знаний, сколько научение «думать самостоятельно, внушать … любовь к знаниям, сообщить … ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития»

По мнению К.Д. Ушинского процесс обучения должен строиться на основополагающих дидактических принципах («Условия преподавания). И один из них принцип сознательности и активности, при соблюдении которого происходит «переход от незнания к знанию», «при таком методе … возбуждается самостоятельная работа головы учащегося».

Данный дидактический принцип не устарел и сегодня. Так сознательность понимается в современной дидактике как овладение учащимися учебным материалом, его глубокое осмысление, умение пользоваться знаниями на практике в новых нестандартных условиях. При этом формируется творческое отношение к изучению материала.

Активность есть свойство личности учащегося, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Такую активность учащихся в обучении называют познавательной активностью.

Активность учащихся в обучении проявляется как познавательная самостоятельность. Поэтому применение в обучении сформулированного принципа формирует такое качество личности, как познавательная самостоятельность, которая является важнейшей характеристикой деятельности школьника в учебном процессе.

Дискуссионным является вопрос о взаимосвязи самостоятельности и активности. Так анализ работ видных ученых 70-х годов М.А.Данилова, Б.П.Есипова, И.Я.Лернера, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна дает основание рассматривать самостоятельность и активность как свойства личности, которые формируются при использовании самостоятельной работы в качестве формы организации учебной деятельности. По мнению В.С.Данюшенкова самостоятельность — один из признаков активности учащихся. Работы М.А.Данилова указывают на то, что познавательная активность сочетается с развитием самостоятельности. Д.В Вилькеев, считает условием развития познавательной самостоятельности познавательную активность. М.И.Махмутов, определял активность как форму проявления самостоятельности. Все это говорит о том, что в этот период не было единого мнения в вопросе приоритета между понятиями и способами развития самостоятельности и активности. В эти годы не выделялся также вопрос о роли познавательной самостоятельности.

Сегодня практика показывает, что хорошо усвоенные знания, связанные с образованностью, еще не обеспечивают высокий уровень познавательной самостоятельности, поэтому в современной педагогике назрела необходимость дать понятию «познавательная самостоятельность» свой статус в рамках проблемы самостоятельности и активности учащихся.

Мы определяем познавательную самостоятельность, как качество личности, которое выражается в способности обучаемого самому организовывать свою познавательную деятельность и осуществлять ее для решения новой познавательной проблемы, а также потребности и умении студентов овладевать знаниями и способами деятельности, готовности решать познавательные задачи без непосредственной посторонней помощи, т.е. определять цели деятельности и своевременно их корректировать.

Список литературы

  1. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч.: в 2 т. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. Т. 1. - 656 с.; Т. 2. - 576 с.
  2. Песталоцци, И. Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. / И. Г. Песталоцци; под ред. В. А. Ротен-берг, В. М. Кларина. - М.: Педагогика, 1981.- Т. 1. - 336 с.; Т. 2. - 416 с.
  3. Дистервег, А. Избр. пед. соч. / А. Дистервег; сост. В. А. Ротенберг; общ. ред. Е. Н. Медынского. - М.: Учпедгиз, 1956.- 374 с.
  4. Гурина, И. А. Исторический опыт развития познавательной самостоятельности в советской дидактике в 20-30-е гг. XX в./ И. А. Гурина // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Обществ. науки. - 2007. - № 5. - С. 145.