Рецензия статьи А.Н. Шумана на книгу А.С. Карпенко «Развитие многозначной логики»

№10-1,

философские науки

Статья посвящена вопросу многозначной логики, являющейся важным ответом на вопрос, какова структура нашей повседневности и можно ли осмыслить повседневность в логико-математических моделях.

Похожие материалы

Я хочу рассмотреть статью А.Н. Шумана на книгу  А.С. Карпенко «Развитие многозначной логики».

В своей статье А.Н. Шуман выдвигает и обосновывает идею множества способов осмысления повседневности, считает, что единственная возможность узреть глубинный смысл этой повседневности это выявить её логику и структуру. Повседневность обретает гармонию в случае, если между событиями начинает просматриваться логическая связь.

Автор считает, что повседневность моделируется логико-математическим методом, который представлен в многозначной логике. В этой логике раскрывается математическая связь между событиями. По Аристотелю, каждое событие имеет некоторую неопределенность. Событие может состояться, а может и не состояться, и нельзя быть уверенным на 100% , что суждение об этом событии является истинным или ложным. Шуман приходит к мысли, что исход события так же зависит от того, является ли оно детерминированным или необходимым. Такие суждения легко подгоняются под модель : если суждение истинно, то оно необходимо, а если оно ложно, то уже не необходимо. Далее автор делает вывод, что в мире властвует детерминизм.

В статье рассматривается мнение ещё одного философа – Я.Лукасевича, который утверждает, что помимо истинных и ложных суждений имеют место быть  истинно-ложные одновременно. В связи с этим предполагается наличие трехзначной логики  тремя значениями истинности: истинно, ложно и неопределенно. К неопределенным суждениям относятся те, которые нельзя проверить на истинность. Автор статьи приводит такой пример: на столе рассыпана куча рисовой крупы, при этом невозможно определить, сколько зерен нужно изъять, чтобы куча перестала быть кучей. Такие предикаты предполагают бесконечнозначную логику, потому что переход от кучи зерен к некуче настолько размыт, что там бесконечно много промежуточных состояний.

Таким образом, многозначная логика является важным ответом на вопрос, какова структура нашей повседневности и можно ли осмыслить повседневность в логико-математических моделях. Шуман приходит к выводу, что книга А.С.Карпенко «Развитие многозначной логики» - глубоко философская работа, содержащая в себе структуру повседневности.

И так, вот я и закончила с изложением сути статьи А.Н.Шумана. Словом «повседневность» обозначают само собой разумеющуюся реальность, фактичность, мир обыденной жизни, где люди рождаются и умирают, радуются и страдают. В повседневной жизни мы ежедневно сталкиваемся с событиями, которым суждено стать истинными или ложными. Именно на этот факт делает акцент автор рассматриваемой мною статьи – А.Н.Шуман, с чем я однозначно согласна. Однако, не всегда события можно разделять на истинные и ложные, что и указывается во второй части статьи автора.

Так же я считаю, что повседневный мир - это мир чувственно-конкретный, материальный, события в нем протекают так, что всегда обладают индивидуальным рисунком, единственностью и неповторимостью. Живя повседневной жизнью, мы не теоретизируем, и опыт показывает, что попытка мыслить теоретически при разборе житейских ситуаций нередко вырождается в беспомощную схоластику, далекую от возможностей разрешения проблемы.

Однако, с работой Шумана у меня имеются различные взгляды. С одной стороны делается акцент на то, что все события в нашей жизни неопределенны. Но я считаю это утверждение не совсем верно, так как многие события в нашей жизни можно предугадать, и в этом случае я соглашусь с  Я.Лукасевичем, что трехзначная логика, способна объяснить специфику будущих событий.

Я прихожу к выводу, что логика очень многозначна, и порой очевидные вещи имеют разные объяснения.