Размышления на статью Н. Бердяева «Что такое человек?»

№10-1,

философские науки

Предметом данной статьи является работа Н. Бердяева «Что такое человек?». Она была опубликована в Журнале «Путь» №47. Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — русский религиозный и политический философ, родился в дворянской семье. Н. Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год - на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit», напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». Во время ссылки за революционную деятельность Н. Бердяев перешёл от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. К. Маркса Н. Бердяев считал гениальным человеком и писал об этом позднее в «Самопознании».

Похожие материалы

Предметом данной статьи является работа Н. Бердяева «Что такое человек?». Она была опубликована в Журнале «Путь» №47. Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — русский религиозный и политический философ, родился в дворянской семье. Н. Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год - на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit», напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». Во время ссылки за революционную деятельность Н. Бердяев перешёл от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. К. Маркса  Н. Бердяев считал гениальным человеком и писал об этом позднее в «Самопознании».

В своих работах Н. Бердяев охватывает и сопоставляет философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию и другие.

У Н. Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Н. Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

  • царство духа,
  • царство природы,
  • объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
  • трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

В статье раскрывается понятие человека, кем является человек и что такое человек.  «Проблема человека стоит в центре нашей умственной эпохи, она является основой для христианской мысли и христианской жизни, но также для мысли философской и для жизни социаль­ной,»- пишет Н. Бердяев. Он приводит в пример книгу Теодо­ра Геккера, в которой, по его мнению, более точно раскрыта эта тема.  Т. Геккер смешивает два разных явления — учение германского идеализма, главным образом Фихте и Гегеля, о становящемся Боге. Как и большая часть католиков того времени, он вынужден за­щищать традиции латинской мысли против мысли германской. Он опреде­ляет человека, как разумное животное. Его учение о человеке прежде всего иерархическое, то есть порядок подчинённости низших звеньев высшим. Он исповедует оптимизм вечного иерархического порядка. Существует порядок природного мира, а изменение, которое способен внести человек в этот порядок, есть хаос. Целая глава в книге Т. Геккера называется «Человек в хаосе». Он утверждает, что человек не способен к творчеству, что бы создавать что-нибудь хорошее и не разрушающее, он творит лишь хаос и беспорядок. Н. Бердяев подчеркивает, что для Т. Геккера главное ав­торитет, авторитету принадлежит тому, кто над всем, это ос­новная категория всякого мышления о человеке. Принцип свобо­ды подчинен процессу авторитета. Свобода есть господство через порядок, порядок же есть иерархия. Свобода, в конце концов, оказывается ничем иным, как подчинением, покорно­стью. Все идет сверху вниз, ничто не идет снизу вверх, кро­ме хаоса. В моем же понимании свобода подразумевает наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и обеспечения исхода события. Свобода - это средство для достижения цели и смысла жизни человека. В книге Т. Геккера Н. Бердяев  отмечает верные и тонкие мысли. Он считает, что Т. Геккер прав во всем, что говорит против современного нацио­нализма и в защиту единства человечества, которое он видит во Христе, в духе, а не в крови. Но в нем есть исклю­чительность человека западной культуры. 
Таким образом, основу философии Н. Бердяева составляет свобода и творчество. Тема свободы, по Н. Бердяеву, важнейшая в христианстве - «религии свободы». Об этом он сам пишет в «Самопознании»: « Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. »