Диагностика и развитие эмоциональной сферы и нервно психической устойчивости у сотрудников МЧС России

№87-1,

психологические науки

Статья посвящена проблеме использования социально-психологического тренинга в развитии эмоциональной сферы и нервно-психической устойчивости у сотрудников МЧС России. Актуальность темы обусловлена необходимостью развития данных качеств сотрудников силовых структур, деятельность которых связана с множеством факторов, приводящих к профессиональной деформации. Отражена динамика сформированности отдельных свойств сотрудников МЧС России в процессе развивающей тренинговой работы. По итогам, была проведена повторная диагностика, в результате которой был сделан вывод о динамике, а также изменениях уровня нервно-психической устойчивости и профессиональной надежности испытуемых. Результаты исследования могут быть использованы психологами силовых структур при оказании консультативной помощи и сопровождению деятельности профессиональных контингентов.

Похожие материалы

Введение

Профессиональная (трудовая) деятельность, как известно, является ведущей в зрелом возрасте. Принцип единства сознания, деятельности и личности подтверждает тот факт, что, с одной стороны, профессиональная деятельность способствует становлению у человека профессионально важных качеств, однако, с другой стороны несет в себе значимый потенциал для формирования различного рода личностных проблем и негативных эмоциональных состояний, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Немаловажным фактором в формировании негативных эмоциональных состояний личности выступает характер профессиональной деятельности. Динамизм и напряженный характер деятельности сотрудников МЧС России требуют определенных изменений в духовно-психологическом облике специалистов [1, с. 346]. Это обусловлено тем, что на развитие личности сотрудника МЧС России оказывают влияние группы факторов приводящие к профессиональному выгоранию:

  • служебные (угроза жизни человека, высокая служебная нагрузка, высокий уровень конфликтности, социальное отношение, разочарование в профессии);
  • общесоциальные (глобальные жизненные перемены, ежедневные проблемы в быту).

Среди основных показателей профессионального выгорания у сотрудников МЧС России, в т.ч.: апатия, чувство усталости, и даже нежелание противостоять любым сложным жизненным ситуациям [2, с. 97].

Это приводит к тому, что у людей, включенных в различные виды профессиональной деятельности, снижается успешность и качество выполнения должностных обязанностей, что в итоге требует дополнительных усилий для поддержания оптимальности функционирования психофизиологических систем человека. Длительная напряженность приводит к целой группе социальных и экономических последствий, таких как текучесть кадров, снижение уровня удовлетворенности трудом, а также, психологических среди которых все чаще встречаются деформация личностных и характерологических качеств, формирование негативных эмоциональных состояний. В своих работах Е. П. Ильин пишет, что эмоции и чувства «служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения сотрудника, направленных на удовлетворение актуальных потребностей» [3, с. 546].

Как справедливо отмечает в своих работах А. А. Деркач: «Основой любой организации являются кадры. Без людей нет организации. Члены организации формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является и насколько результативно работает организация» [4, с. 10].

В исследовании, проведенном М. С. Титаренко и С. П. Шклярук изучалось влияние экстремальных ситуаций на возникновение морбидных (от латинского «morbus» — болезнь) рисков у сотрудников ГПС МЧС. Авторы исследования отмечают, что «у спасателей и пожарных существует связь между определенными ситуациями и дезадаптаций, которая в свою очередь увеличивает вероятность морбидных рисков. В таких ситуациях необходима работа психолога для предупреждения этих дезадаптаций» [5, с. 87].

Среди наиболее ценных личностных качеств сотрудников МЧС необходимых для выполнения профессиональной деятельности И. В. Лаухина выделяет [6, с. 76]:

  • в профессиональной сфере: трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, принципиальность, бескорыстие;
  • в эмоциональной сфере: оптимизм, жизнерадостность, активность.

Одним из методов, применяемых в работе с профессиональным контингентом МЧС России, является социально-психологический тренинг. Именно этот метод сочетает в себе возможности создания специальной развивающей среды, а также группового взаимодействия лиц объединенных профессиональной деятельностью.

В своих работах Л. С. Выготский писал, что «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [7, с. 169]. Таким образом, через механизм обратной связи происходит стимуляция сотрудников к более честному и глубокому самоосознанию.

Особенностью влияния организационной среды на процесс становления личности профессионала является формирование специфических ценностей, установок и деятельностных моделей. Поэтому одним из основных путей развития личности профессионала — в рамках функционирования организации — должна стать работа с целью развития самосознания специалистов.

Профессор Н. А. Коваль отмечает, что «реализуя себя во взаимодействии с другими, индивид приобретает смысл жизни, имеющий ценностную природу. Ценности задают ориентации на будущее, и личность, достигая определенного этапа, приходит к новым способам и средствам самореализации, выступающей основанием ее духовного становления. В процессе самореализации выявляется заряд духовных ценностей, потенциально «готовых» к тому, чтобы воплотиться в поступках и делах человека» [8, с. 25].

Высокий уровень стресогенности профессиональной деятельности в МЧС обусловлен специфичностью этой деятельности, а именно, такими характеристиками как:

  • необходимость выполнения служебных обязанностей, связанная с опасностью для жизни, часто в условиях замкнутого пространства;
  • наличие особого регламента служебного времени;
  • высокий уровень динамики профессиональной мобильности;
  • включенность в большое количество управленческих систем, таких как «человек — человек», «человек — техника», «человек — машина», «человек — знаковый образ»;
  • отсутствие соответствующей мотивации к надлежащему выполнению служебных обязанностей и профессиональному самосовершенствованию.

Все это, безусловно, способствует предъявлению более высоких требований к уровню профессиональной подготовки, моральному состоянию и надежности сотрудников, психологической подготовленности, психическому здоровью, психической устойчивости у представителей различных профессий, особенно в условиях осуществления ими специфической профессиональной деятельности, предполагающей повышенную опасность и ответственность.

В этом заключается актуальность нашего исследования; полученные результаты позволят выделить определенное слабое звено, которое в дальнейшем станет основой для работы психологов по развитию личностных и профессиональных качеств сотрудников МЧС России в индивидуальном подходе.

Методика, организация и выборка исследования

Для проведения исследования была сформирована выборка, включающая 20 сотрудников МЧС России. Возраст участников исследования составил от 29 до 43 лет. Средний возраст составил 36 лет. В общей выборке, мужчин — 16 чел., женщин — 4 чел.

Работа проводилась 1-2 раза в неделю в течение 3 месяцев (14 занятий). Занятия проводились в форме социально-психологического тренинга. В структуру тренингов были включены упражнения на самопрезентацию, развитие коммуникативных навыков, повышение уровня стрессоустойчивости. После этого была проведена повторная диагностика, в результате которой, было выявлено, что для большинства испытуемых свойственны высокие показатели эмоциональных состояний, при этом, наблюдается значительное повышение в проявлении уровня таких состояний как энергичность, приподнятость, уверенность, при одновременном снижении проявлений усталости, подавленности, беспомощности.

Для проведения эмпирического исследования нами были использованы такие методы: «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, «Шкала общей самоэффективности» (в адаптации В. Г. Ромека), тест нервно-психической устойчивости «Прогноз».

«Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Риксаэто тест, применяемый для самооценки личностью собственных эмоциональных состояний. Опросник позволяет диагностировать эмоциональные состояния личности по таким шкалам как «Уверенность в себе — беспомощность», «Приподнятость — подавленность», «Энергичность — усталость», «Спокойствие — тревожность», а также оценить общее эмоциональное состояние личности (общее эмоциональное состояние как суммарная оценка состояния отражает выраженность, степень эмоционального подъема — истощения испытуемого) [9, с. 16].

«Шкала общей самоэффективности» (в адаптации В. Г. Ромека) — тест, направленный на диагностику уровня общей самоэффективности личности и включающий 10 вопросов, которые испытуемому предлагается оценить по одному из четырех представленных вариантов ответа. Результаты методики позволяют определить уровень общей самоэффективности личности от высокого до низкого [10, с. 21].

Методика «Прогноз» Ю. А. Баранова позволяет провести первоначальную, ориентировочную диагностику лиц, выявляющих признаки возможной нервно-психической неустойчивости, под которой авторы опросника понимают повышенную склонность к нервной системы индивида к возникновению срывов при воздействии экстремальных факторов.

Обработка результатов исследования проводилась при помощи статистических методов, а именно, t-критерия Стьюдента. Проверка распределения полученных данных на соответствие нормальному закону осуществлялась при помощи метода Е. И. Пустыльника.

Результаты исследования и их обсуждение

Показатели, полученные в ходе диагностики эмоциональных состояний испытуемых, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики показателей эмоциональных состояний сотрудников МЧС на констатирующем этапе исследования, %

Шкала методики

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокие показатели

Средние показатели

Низкие показатели

Высокие показатели

Средние показатели

Низкие показатели

Спокойствие — тревожность

51

39

10

48

37

15

Энергичность-усталость

32

41

27

35

35

30

Приподнятость — усталость

24

30

46

27

33

40

Уверенность — беспомощность

23

51

26

21

54

25

Общее эмоциональное состояние

32

39

29

37

41

22

В результате диагностики самоэффективности сотрудников МЧС России было установлено следующее (таблица 2).

Таблица 2. Результаты диагностики показателей самоэффективности сотрудников МЧС на констатирующем этапе исследования, %

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокие показатели

20

23

Средние показатели

51

55

Низкие показатели

29

22

В результате диагностики уровня нервно-психической устойчивости в выборках испытуемых была проведена диагностика по методике «Прогноз». Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты диагностики показателей нервно-психической устойчивости сотрудников МЧС на констатирующем этапе исследования, %

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокие показатели

27

30

Средние показатели

39

36

Низкие показатели

37

34

Таким образом, в результате констатирующей диагностики был сделан вывод о недостаточном уровне нервно-психической устойчивости и самоэффективности испытуемых в обеих выборках, а также о проявлении негативных эмоциональных состояний.

Для оценки эффективности проведенной тренинговой работы нами была проведена повторная диагностика в выборке испытуемых в соответствии с комплексом диагностических методик. Показатели, полученные в ходе контрольной диагностики эмоциональных состояний сотрудников МЧС России, представлены в таблице 4.

Таблица 4. Результаты диагностики показателей эмоциональных состояний сотрудников МЧС на контрольном этапе исследования, %

Шкала методики

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокие показатели

Средние показатели

Низкие показатели

Высокие показатели

Низкие показатели

Спокойствие — тревожность

52

39

9

48

20

Энергичность-усталость

45

38

17

30

40

30

Приподнятость — усталость

56

32

12

30

35

35

Уверенность — беспомощность

41

40

19

25

50

25

Общее эмоциональное состояние

45

40

15

40

41

19

В результате диагностики самоэффективности сотрудников МЧС России на контрольном этапе мы установили изменения на уровне самоэффективности на констатирующем и контрольном этапах исследования (таблица 5).

Таблица 5. Результаты диагностики показателей самоэффективности сотрудников МЧС на констатирующем этапе исследования, %

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокие показатели

35

25

Средние показатели

49

50

Низкие показатели

16

25

В результате повторной диагностики уровня нервно-психической устойчивости в выборках испытуемых была проведена диагностика по методике «Прогноз». Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6. Результаты диагностики показателей нервно-психической устойчивости сотрудников МЧС на контрольном этапе исследования, %

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокие показатели

45

27

Средние показатели

30

33

Низкие показатели

25

40

Для большинства сотрудников МЧС России свойственны средние показатели эмоционального состояния, в то же время, в качестве преобладающих состояний в группе испытуемых можно назвать спокойствие, подавленность, уверенность в себе.

Для большинства испытуемых свойственны средние низкие показатели самоэффективности. Также был диагностирован преимущественно низкий или средний уровень нервно-психической устойчивости, что может приводить к снижению надежности выполнения профессиональных функций сотрудников. В результате повторной диагностики мы смогли следующим образом охарактеризовать психологические особенности личности сотрудника МЧС России:

  • тенденция к повышенному уровню тревожности;
  • наличие проявлений негативных эмоциональных состояний;
  • сниженные показатели самоэффективности и профессиональной надежности.

Вышесказанное, по нашему мнению, может негативно сказываться на эффективности реализации сотрудниками МЧС России профессиональных функций, что говорит о необходимости реализации системы психологических тренингов по развитию личностно-профессиональных качеств.

Полученные нами значения критерия превышают критические по таким шкалам, как «энергичность-усталость», «приподнятость — усталость», «уверенность — беспомощность», а также в проявлении общего эмоционального состояния испытуемых, что говорит об оптимизации данных показателей в ходе проведенной коррекционной работы.

Для большинства испытуемых экспериментальной группы свойственны высокие показатели самоэффективности, при значительном снижении низких показателей, в то время как у испытуемых контрольной группы изменений практически не наблюдается.

У испытуемых экспериментальной группы значительно повысился уровень нервно-психической устойчивости, в то время как изменений данного показателя у испытуемых контрольной группы практически не заметно. Полученные эмпирические значения данного критерия превышают критические по данной методике, что говорит о значимом повышении уровня нервно-психической устойчивости, а следовательно и профессиональной надежности испытуемых.

Заключение

Социально-психологические тренинги хорошо показали себя в различных государственных и частных организациях, применяемые для адаптации сотрудников и максимального раскрытия их возможностей на разных этапах профессионального становления. Также тренинг дает возможность его участникам экстериоризировать приобретенный опыт, подвергнуть его рефлексии, критике, а, следовательно, и развитию. Также Рожкова А.П. указывает, что «говоря о развитии профессиональных качеств, под развитием мы всегда понимаем прогрессивные изменения в личности человека» [11].

Список литературы

  1. Савинков С. Н. Профессиональные качества сотрудников МЧС России как научная проблема современной психологии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. СПб, 2018. № 2. С. 344 – 347.
  2. Савинков С.Н. Социально-психологические методы развития личностно-профессиональных качеств сотрудников МЧС России // Психолог и современный мир: сборник научных трудов по материалам XI Международного семинара молодых ученых и аспирантов. 2018. С. 96 – 102.
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  4. Деркач А. А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. Москва, 2011. № 3. С. 8 – 18.
  5. Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». СПб, 2010. № 3. С. 84 – 88.
  6. Лаухина И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. СПб., 2009. № 8. С. 75 – 79.
  7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики. Москва, 1983. 368 с.
  8. Коваль Н. А. Социально-психологические основы духовности личности // Вестник ТГУ. Тамбов, 2011. № 8. С. 23 – 28.
  9. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. – Вып.2. – Красноярск. 2009. – 237 с.
  10. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Москва, 1984. 456 с.
  11. Рожкова А.П. Развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинга // Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2004. 23 с.
  12. Руководство по организации психологической подготовки в министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Москва, 2010. 38 с.
  13. Тренинговый курс психологической подготовки пожарных и специалистов поисково-спасательных формирований. ВЦЭРМ-ЦЭПП МЧС России, 2002. 134 с.