Куклотерапия в коррекционной работе с детьми имеющими психоречевые нарушения

№89-1,

психологические науки

В статье отражены результаты совместной работы логопеда и психолога, в практике применения методов игровой психокоррекции с детьми имеющими психоречевые нарушения, на базе Детского сада компенсирующего вида.

Похожие материалы

Государственное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2007 города Москвы, имеет коррекционную направленность, его посещают дети с патологией речи. В частности, это дети с диагнозами: общие недоразвитием речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР). Ребенок нуждается в постоянном и особом внимании специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, инструктора по физическому воспитанию, педагога дополнительного образования, музыкального руководителя. Практика нашей работы показывает, что именно комплексный подход дает положительные результаты в работе над проблемными зонами в развитии ребенка.

В период дошкольного детства (4-6 лет) у ребенка закладываются основы личностной позиции, возникает интеллектуальная и нравственная саморегуляция. В дошкольный период ребенок продолжает развивать речь, увеличивать словарный запас, формирует собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми, развивает воображение. Очень важно, чтобы сам ребенок не придавал «трагичного» значения своим особенностям, чтобы он имел твердую, позицию в отношениях с людьми, был эмоционально устойчив. Всё это необходимо ребенку для благоприятного его прохождения в следующий возрастной период — школьный.

Но развитие, чаще всего, идет в индивидуальном направлении, и, не все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все». Обучение дошкольника происходит в игре. Сделать игру наиболее интересной помогает кукла. Куклотерапия — средство достижения основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение.

Таким образом, становится актуальной разработка коррекционной программы для детского сада, которая позволит ребенку преодолеть возникающие трудности в общении, которые тормозят его дальнейшее развитие.

Отметим также, что проблема коррекции эмоционально-личностного развития особенно актуальна в отношении детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, а также детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Задача педагогов — помочь детям безболезненно усвоить нравственный опыт, который они приобретут в процессе игры с куклой, учить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем (куклой), ориентироваться на социально значимые нормы в поведении, повышать личностную саморегуляцию.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, чье психическое развитие отстает в той или иной степени от возрастной нормы. Дети имеют сниженный объем памяти, отстает словесно-логическое мышление, в то время как наглядно-образное нарушено меньше, значительно отстает от нормы речь. Как следствие интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют в анамнезе гипоксию, вегетососудистую дистонию, синдромы гиперактивности, расторможенность и др. Все эти явления в дальнейшем являются одной из причин возникновения депривации, сложностей взаимодействия со сверстниками. Последствиями и наиболее характерными чертами депривационного синдрома являются страхи, депрессии, неврозы.

Учитывая специфику контингента детей, необходимо было найти средства и способы коррекции нарушений у детей (поведения, речи, эмоционально-волевой, интеллектуальной сфер):

  • психотерапевтическое воздействие, связанное с мышечным расслаблением, снятием психоэмоционального напряжения, создание обстановки доверия и принятия, внушением желаемого настроения;
  • психотерапевтическое воздействие, связанное с организацией группового взаимодействия детей — куклотерапия: беседы, игры на сюжет народной сказки. Отражение в игре с куклой нравственного опыта ребенка и возможностей его саморегуляции;
  • речевое развитие дающее возможность компенсировать недостатки общения.

Коррекционная развивающая работе должна содержать следующие задачи:

  • снижение напряженности, связанной с тревогой, робостью и аффективностью;
  • выработка новых конструктивных способов поведения в затрудненных для ребенка ситуациях: овладение вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта, формирование нового опыта взаимоотношений, самоконтроля;
  • повышение у ребенка уверенности в себе, развитие самопринятия и принятия других.

Куклотерапия как часть игровой терапии имеет большие возможности в работе с детьми в целях профилактики дезадаптивного поведения. Такая коррекция, как отмечают исследователи (А.И. Захаров, 1986; А. Спиваковская, 1988, Осипова А, 2003 и др.), достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, в которых оказываются дети.

Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Выделяется несколько аспектов куклотерапии, используемые в работе с детьми.

Диагностический аспект. В комплексе с методами психологической диагностики куклотерапия дает объективный материал для клинической, семейной диагностики, оценки индивидуальных способностей. Этот аспект включает демонстрацию проблем и конфликтов, которые ранее не осознавались или заслонялись другими симптомами, с последующей их вербализацией и формированием установки на активное разрешение выявленных отклонений.

Катарсический аспект. Отреагирование подсознательных аффектов и комплексов у детей происходит во время присутствия их в качестве зрителей на спектакле, содержание которого отражает в драматической или трагической форме типичные возрастные проблемы. Метафорический характер сценического действия, заложенный в самой специфике кукольного представления, облегчает перенос ребенком своих внутренних переживаний на символический объект по усвоенным ранее механизмам.

Поведенческий аспект. Десенсибилизация нарушенной реакции на публичное выступление достигается в процессе систематических репетиций. Например, во время репетиций кукольно-театрального спектакля при коррекции невротического заикания, ширма постепенно опускается на более низкий уровень, вплоть до того, что, в конечном счете, ребенок, работающий с куклой, оказывается отделенным от зрителей лишь каркасом. Разыгрывая сюжеты, связанные с ситуацией, провоцирующей патологическую реакцию, изготавливая куклы и маски с изображением пугающих персонажей и образов, дети деактуализируют вызываемые ими эмоции и подготавливаются к функциональной тренировке в реальных условиях их проявления.

За счет многократного повторения насыщенная положительными эмоциями игра в кукольном театре позволяет обеспечить закрепление и автоматизацию усвоенных ранее поведенческих навыков. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного, антидисциплинарного и других форм отклоняющегося поведения достигается путем разыгрывания в паре со сверстником или родителем типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни самих детей. Эффект «психотерапевтического зеркала», сопровождающийся критическим отношением к собственным девиантным поступкам, усиливается за счет придания этюдам жанровой формы (гротеск, сатира, фарс). Смена ролей на противоположные, обсуждение эффективных и неэффективных подкреплений может гармонически, без морализирования сопровождаться анализом внутреннего содержания конфликта. Зако-номерности формирования творческого коллектива создают предпосылки для отказа от патологических поведенческих штампов, гармонизации характерологической структуры, приобретения навыков неформальной коммуникации и сотрудничества с детьми и их родителями.

Воспитательный и развивающий аспект. Не будучи непосредственно направленным на ликвидацию конкретных симптомов и разрешение психогенных механизмов нарушения, этот аспект нацелен на дизонтогенетическое проявление в форме общей или парциальной незрелости личности или отдельных психических свойств. Воспитание чувств через специально написанные для этих целей произведения, знакомство с ними, вживание в образы героев в процессе инсценировки формируют доброту, ответственность, эмпатию, жалость, чувство справедливости. Это в свою очередь способствует профилактике возникновения нарушения или его рецидиву.

Важным воспитательным моментом является формирование и удовлетворение творческих потребностей детей, опирающееся на их индивидуальные способности и социально положительные качества, выявленные в процессе диагностики. Реакции, связанные с участием в работе кукольного театра, компенсируют неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурируют с девиантными формами детских патохарактерологических реакций.

Коррекционно-педагогический аспект. Куклотерапия положительно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, внутренней и внешней речи, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости, тонкой моторики, чувства ритма, координации движений и др. Занятия с куклами строятся на дидактических принципах, что позволяет обеспечить освоение детьми навыков счета, письма, чтения.

Суггестивный аспект. Использование куклы в качестве объекта, через который осуществляется косвенное внушение наиболее актуально и действенно в раннем и дошкольном возрасте. Обязательным требованием при ее применении в качестве носителя коррекционного внушения является сохранение магического значения, что исключает использование данной куклы по прямому игровому назначению, а также убежденности родителей в реальности кукольного героя.

Педагоги и психологи (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б.) отмечали, что в игре важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями, хотя ситуации, проигрываемые ребенком, чувства им переживаемые, вполне реальны, и таким образом игра заключает в себе большие воспитательные возможности, а роли и правила могут способствовать развитию личностных качеств ее участников. Куклотерапия представляет собой уникальный опыт для социального развития ребенка, давая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым и другими детьми. В таких играх происходит социализация детей, развиваются позитивные межличностные отношения, происходит более адекватная адаптация детей.

Ребенок с психоречевыми нарушениями, самостоятельно работает с трудом. В силу того, что у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам, ему требуется помощь педагога, его ориентировка. Такие дети обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности, т.е. быстро устают в течение дня. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, а утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении занятий. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на занятии, могут, встают, ходят по группе детского сада, выбегают в коридор. Во время отдыха и игр дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи, с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в усвоении знаний.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, неуважительное отношение со стороны воспитателя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

В занятия включены разнообразные приемы активизации различных компонентов креативности, что позволяет детям развивать воображение и мышление. Расширение двигательного опыта детей — важнейшее условие компенсации недостатков интеллектуальной и моторной сфер развития.

Поскольку дети с ОНР отличаются импульсивностью, психомоторной расторможенностью, но при этом у них отмечается робость, у них часто преобладает пониженный фон настроения. В этой ситуации важно поддержать ребенка, помочь ему осознать свои недостатки и достоинства, принять себя. Соблюдение норм поведения, благодаря постоянной положительной поддержке и обратной связи от взрослого начинает восприниматься ребенком как нечто положительное само по себе и обязательное условие отношений с окружающими.

Специалистами ГОУ детский сад компенсирующего вида № 2007 в работе с детьми, имеющими психоречевые нарушения развития, применяется метод ролевой игры с использованием кукол, кукольного театра. Подбор ролей происходит с учетом особенностей поведения конкретных детей. Детям предоставляется возможность разобраться в условных обстоятельствах, заданных сюжетом народной сказки разобраться со своими личностными проблемами, получить новый опыт отношений, осознать полярные нравственные понятия. Детям предоставляется возможность поэкспериментировать с сюжетом сказки, они могут добавить что-то в сюжетную линию, изменить по желанию характер героя, изменить финал знакомой сказки. Таким образом, мы достигаем совершенствования и развития эмоций в игре, развитие диалогической речи, появления внутренней саморегуляции в поведении.

На основе накопленного опыта работы с детьми с речевой патологией педагогом-психологом и учителем-логопедом ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 2007 подготовлена программа «Лого-психологическая разработка занятий по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством куклотерапии».

В течение двух лет, в процессе апробации программы участвовали более 90 детей в основном старшего дошкольного возраста, посещающие ГОУ детский сад компенсирующего вида № 2007. В результате проведенной работы, у детей, в личностном и познавательном плане, произошли существенные изменения. Те дети, которые были обозначены нами как имеющие трудности в общении, дети с ОНР 2го и 3го уровня, показали в результате повторной диагностики следующие успехи: адаптация у этих детей была пройдена успешнее их сверстников, диалогическая речь была сформирована на высоком уровне более чем у половины воспитанников. По результатам коррекции, нами был проведен диагностический срез, который показал значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей. У детей снизилась напряженность, тревога и робость, повысилась самооценка, вера в свои собственные возможности и уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

На последующих занятиях, в группе детского сада, воспитателями отмечались положительные изменения в развитии детей.

Разработанная специалистами детского сада программа, а также результаты проведенной работы, были представлены на «Ярмарке педагогических инноваций на Юго-западе» организованной Управлением образования ЮЗАО г. Москвы и заняла второе место.

Список литературы

  1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2003.
  2. Захаров А. Неврозы и их коррекция у детей, М.,1998.
  3. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности, М., Изд. МГУ, 1980.