Дистанционное повышения квалификации педагогических работников в МБОУ «Еланцынская СОШ»

№11-1,

педагогические науки

Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров - одна из ключевых проблем системы образования России. Развитие информационных технологий и их повсеместное внедрение в систему образования требует от педагога мобильности, гибкости, способности идти в ногу со временем, в том числе при совершенствовании своей профессиональной компетентности

Похожие материалы

Подготовка высококвалифицированных педагогических   кадров -  одна из ключевых проблем системы образования России. Развитие информационных технологий и их повсеместное внедрение в систему образования требует от педагога мобильности, гибкости, способности идти в ногу со временем, в том числе при совершенствовании своей профессиональной компетентности[1].

Если до сих пор повышение квалификации педагогических кадров происходило один раз в пять лет, то в настоящее время педагогам значительно чаще требуется повышение уровня профессиональной компетентности. При учете скорости осуществления реформ в системе образования становится очевидным, что существующая сегодня система дополнительного педагогического образования не в состоянии удовлетворить как требования государства к системе повышения квалификации работников образования, так и актуальные информационные потребности педагогов. Переход традиционной системы повышения квалификации педагогических кадров на личностно-ориентированное основание, создание педагогических условий активизации профессионального развития и саморазвития педагога, повышение эффективного управления процессом повышения квалификации на основе новых информационных технологий является одним из путей преодоления кризиса в системе повышения квалификации [2]. С одной стороны, педагог должен быть готов к постоянному совершенствованию и повышению своей квалификации, а с другой стороны – обществом должны быть созданы условия, при которых педагог может реализовать свою потребность в постоянном обучении и развитии. Для того чтобы в течение всего периода профессиональной деятельности соответствовать постоянно растущим квалификационным требованиям, педагогическим работникам необходимо обучаться на курсах повышения квалификации при региональных институтах повышения квалификации [3].

Актуальным становится повышения квалификации педагогических работников через дистанционное обучение, которое в определенной мере обеспечивает решение проблем дополнительного педагогического образования, а именно: (а) доступ неограниченного количества педагогических работников к повышению  квалификации; (б) быструю и качественную подготовку педагогических работников к управлению инновационными процессами, вызванными модернизацией российского образования; (в) обучению без отрыва от основного места работы и возможности непосредственного использования полученных знаний в профессиональной деятельности; (г)реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения; (д) снижению затрат на обучение за счет сокращения расходов, связанных с командированием и замещением педагогических работников.

Необходимость учета возможностей и потребностей слушателей системы повышения квалификации, появление новых профессиональных задач, стоящих перед работниками образования, и отсутствие разработанной и отлаженной системы повышения квалификации, учитывающей нарастающую информатизацию социальной и образовательной жизни общества, актуализируют данное направление деятельности.

Проблема внедрения  информационных технологий  и  использования дистанционного обучения  в образовательном процессе затронута  в работе   известных ученых: Е.С. Полат, А.Е. Петрова [4]. Из работы ученых следует, что создание эффективных систем дистанционного обучения создает условия социальной доступности к качественному образованию для значительной части населения,  содействует решению проблемы образования для людей, которые по различным причинам не могут воспользоваться услугами очного обучения. Дистанционное обучение является специфической формой получения образования,  которая,  может наряду с другими формами эффективно использоваться в системе непрерывного профессионального образования.

На данном этапе модернизации образования в Ольхонском районе назрела необходимость в организации информационной поддержки дистанционного обучения педагогических работников, главной целью которой является предоставление слушателям полной и достоверной информации о возможных путях повышения квалификации посредством дистанционного образования. Результатом внедрения сетевой модели будет создание таких условий, при которых педагогические работники смогут выбирать курс, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, что будет способствовать качеству работы не только самого учителя, но и школы в целом.

В районе вопросами повышения квалификации педагогических работников занимается районный ресурсный центр (РРЦ)

 РРЦ организует и курирует дистанционное повышение квалификации, проводит мониторинг потребностей в области повышения квалификации, организует консультативную поддержку педагогов образовательных учреждений области в сфере использования ИКТ в образовательном процессе.

Всего в районе на 1 сентября 2011/2012 учебного года работает 154 педагогических работника в 9 общеобразовательных учреждениях.

Районный ресурсный центр, расположенный в здании МБОУ «Еланцынская СОШ» совместно с  ИИПКРО и ОРЦ ежегодно проводит семинары для начинающих пользователей персональным компьютером (ПК). За последние четыре года прошли обучение  в рамках семинара «Начинающий пользователь ПК»  более 90% учителей-предметников района, из них 70%  - педагогические работники МБОУ «Еланцынская СОШ». Успешно освоившие материалы семинара «Пользователь ПК» стали слушателями дистанционных курсов, предоставляемых в рамках повышения квалификации учреждениями повышения квалификации Иркутской области ОГАОУ ДПО ИРО и ИПКРО (Рис. 2.). РРЦ занимается предоставлением образовательных ресурсов слушателям, согласно их запросам.

Дистанционное повышение квалификации педагогов МБОУ «Еланцынская СОШ»  в 2011/2012 уч.году.

Рис.2. Дистанционное повышение квалификации педагогов МБОУ «Еланцынская СОШ»  в 2011/2012 уч.году.

Районным ресурсным центром разрабатывается сетевая модель повышения квалификации  в форме дистанционного обучения (Рис.3), внедрение которой позволит помочь педагогическим работникам с выбором курса для  организации повышения квалификации в форме дистанционного обучения. Районным ресурсным центров проводится следующая работа: прием заявок от педагогических работников; диагностирование (составление диагностических карт ОУ, которые выявляют проблемные вопросы, темы, для каждого педагога ОУ); индивидуальное собеседование с целью создания индивидуальных маршрутов; изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам повышения квалификации; систематизация и анализ выявленных проблем – запросов педагогов; определение поля взаимодействия с институтом повышения квалификации (ИИПКРО) или институтом развития образования (ОГАОУ ДПО ИРО), а также другими организациями; консультация и техническое сопровождение во время обучения педагога; выдача удостоверений.

Сетевая модель повышения квалификации педагогических работников в МБОУ «Еланцынская СОШ» в форме дистанционного обучения.

Рис.3. Сетевая модель повышения квалификации педагогических работников в МБОУ «Еланцынская СОШ» в форме дистанционного обучения.

В рамках выполнения требования по аттестации педагогических работников приоритетными являются курсы по учебным предметам и ИКТ.

За последние два года наиболее востребованы курсы ИИПКРО (предметные) и ИРО (информационно-коммуникационные технологии), так как имеют определяющее значение для прохождения аттестации на квалификационную категорию.

Техническая подготовка учебного процесса в МБОУ «Еланцынская СОШ» представлена следующими условиями для развития дистанционного обучения: в образовательном учреждении есть все необходимые технические условия (компьютерный парк составляют 40 компьютеров, подключенных к локальной сети); постоянное подключение к сети Интернет (скорость 512 Кбит/с., наземное подключение, ООО «Иркутскэнергосвязь», безлимит, 2500 руб/мес.). 

Мотивация, как уже отмечалось авторами работы, является одним из важнейших факторов обеспечения качества дистанционного повышения образования. Около 80% педагогических работников имеют навыки работы в области информационных технологий, из них 9% имеют собственные сайты.

Входные и итоговые анкетирования, проводимые РРЦ среди 58 слушателей при определении мотивации к повышению квалификации в форме дистанционного обучения показали следующие позиции: удовлетворение собственного интереса (57%), потребность в росте самооценки (10%), желание карьерного роста (28%), жесткие требования руководства образовательного учреждения («заставили») (5%).

Возрастная структура педагогических кадров на сегодняшний день является одной из важных характеристик состояния школьной образовательной системы. По результатам опросов, РРЦ наблюдается явное увеличение процента педагогов предпенсионного и пенсионного возраста. Среди педагогических работников МБОУ «Еланцынская СОШ» ситуация выглядит следующим образом: моложе 25 лет – 3%; от 25-35 лет – 11%; 40 лет и старше – 86%, из них 18% - пенсионеры.

Это еще раз подтверждает, что в повышении самооценки более заинтересованы преподаватели старшего возраста, это можно объяснить желанием «не отставать от более молодых коллег и обучаемых» и является хорошим стимулом к повышению квалификации.

Из общей численности педагогических работников (61 чел.) имеют стаж работы: менее 2 лет – 3%; от 5 до 10 лет – 5%; от 10 до 20 лет – 29%; 20 лет и более – 63%.

За последних три года прошли дистанционные предметные курсы (ИИПКРО) более 50% преподавателей МБОУ «Еланцынская СОШ»  разных специальностей, в основном те, кто находится в возрастной категории 40 лет и старше и стаж работы которых составил 20 лет и более.

 Как показывают данные анкетирования, дистанционные курсы повышения квалификации вызывают живой интерес в школах  района, в том числе и  в МБОУ «Еланцынская СОШ». Однако следует отметить, лишь 16% коллектива педагогических работников МБОУ «Еланцынская СОШ» ежегодно повышают квалификацию в форме дистанционного обучения

Педагоги, использующие для повышения квалификации дистанционное обучение, в большей степени управляют своим самообразованием, что соответственно говорит об их профессиональном росте, все они имеют высшую категорию. Они также отмечают главные достоинства дистанционной формы самообразования: возможность пройти в удобное время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным вопросам.

Среди недостатков, выделяют: многие дистанционные курсы проводятся на платной основе; документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации за исключением курсов организованных ИИПКРО и ИРО.

Выводы:

Анализ и обобщение полученных результатов в процессе внедрения сетевой модели повышения квалификации в форме дистанционного обучения на базе РРЦ показывают эффективность предложенных нововведений, заключающихся в: широком охвате педагогических работников Ольхонского района; индивидуальном подходе в выборе дистанционного курса повышения квалификации; экономии времени на повышение квалификации педагогических работников за счет отсутствия поездок в учебные заведения и использовании сетевой модели дистанционного обучения; экономической эффективности (уменьшение материальных затрат на базовые, транспортные расходы).

Заключение

Дистанционное обучение педагогических работников с целью непрерывного образования может  и  должна занять свое место в системе повышения квалификации, поскольку при грамотной организации дистанционного обучения возможно обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективы.

Говоря о дистанционном обучении как форме повышения квалификации, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия и т.д. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе преподавателя, курса и слушателя.

 Отсюда следует, что  главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка преподавателей-координаторов, разработка индивидуального маршрута для слушателя. 

Список литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]– 194с. http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf  (29 марта 2009г.).
  2. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / С. Г. Молчанов // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров. – Челябинск, 2003. – 54 с.
  3. Хачиров С. В. Дистанционное повышение квалификации педагогов на базе сети районных ресурсных центров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Хачиров. – СПб., 2005. – 168с.
  4. Полат Е. С., Петров А. Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. URL:  http://www.distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm