Обзор способов ремонта системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания пожарных автомобилей

№89-1,

технические науки

В работе приведены основные виды ремонта системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания пожарных автомобилей.

Похожие материалы

Система охлаждения двигателя пожарного автомобиля состоит из ряда элементов, которые могут неожиданно выйти из строя в процессе эксплуатации. К таким элементам следует отнести водяной насос (помпу), термостат, вентилятор или радиатор охлаждения. Одной из наиболее частых и серьезных проблем являются течи радиатора. Подобные неисправности приводят к тому, что система охлаждения теряет способность эффективно поддерживать рабочую температуру силового агрегата в заданных рамках. Из-за утечки охлаждающей жидкости возрастает риск перегрева мотора, который сопровождается серьезными последствиями для ДВС и вследствие дорогостоящим ремонтом. По этой причине необходимо осуществить ремонт радиатора в кротчайшие сроки.

Причин, по которым потек радиатор или система охлаждения не работает должным образом, существует несколько. Обычно радиатор течет в результате естественного износа или механических повреждений, так как на многих автомобилях данный элемент максимально открыт для эффективного обдува встречным потоком воздуха. В результате его повреждают летящие камни и т.п.

Также проблемы с охлаждением могут возникать при некачественном обслуживании системы охлаждения двигателя. В такой ситуации часто происходит «закоксовка» радиатора. Если трубки радиатора забиваются, тогда жидкость намного хуже циркулирует. В результате начинается остывание нижней части теплообменника, затем радиатор остывает по всей площади. Параллельно с этим охлаждающая жидкость в системе сильно нагревается, теплоотвод ухудшается, значительно возрастает термонагруженность элементов системы и риск перегрева мотора. Данная проблема обычно устраняется качественной промывкой радиатора изнутри. Дело в том, что радиатор забивается по причине скопления накипи в системе. Чаще всего это происходит при несвоевременной замене охлаждающей жидкости или смешении различных типов. К закупорке радиатора приводят также неисправности агрегата, в результате которых наблюдается попадание моторного масла и отработавших газов в антифриз.

При наличии течи радиатора и выявлении небольших трещин можно воспользоваться специальными герметиками, которые добавляют в охлаждающую жидкость после чего средство «затягивает» трещины (рис. 1). Данный вид ремонта можно выполнить без помощи профессионалов.

Добавка герметика в охлаждающую жидкость
Рисунок 1. Добавка герметика в охлаждающую жидкость

Другим способом и наиболее дорогостоящим является пайка радиатора. Такой ремонт радиатора применяется в том случае, если трещины серьезные. Для устранения необходимо слить охлаждающую жидкость, снять элемент с авто, и произвести пайку в специальных условиях (рис. 2).

Пайка радиатора охлаждения ДВС
Рисунок 2. Пайка радиатора охлаждения ДВС

Также для ремонта радиаторов применяют различные клеевые составы, которые наносятся снаружи на поврежденную область радиатора, а для повышения теплоотдачи отремонтированного участка, в состав добавляют алюминиевый порошок. Один из существующих способов восстановления работоспособности радиатора показан на рисунке 3.

Восстановление герметичности сердцевины радиатора охлаждения формообразующим клеевым составом: 1 — радиатор, 2 — резиновая прокладка, 3 — подставка, 4 — тонкостенные трубки, 5 — формообразующий клеевой состав
Рисунок 3. Восстановление герметичности сердцевины радиатора охлаждения формообразующим клеевым составом: 1 — радиатор, 2 — резиновая прокладка, 3 — подставка, 4 — тонкостенные трубки, 5 — формообразующий клеевой состав

Способ герметизации места течи сердцевины радиатора охлаждения заключается в том, что предполагаемое место течи радиатора обезжиривают (проливают) ацетоном или бензином, продувают сжатым воздухом, сушат и при необходимости модифицируют. Далее на это место накладывают резиновую прокладку, смазанную слоем масла для того, чтобы после отверждения компаунда она легко отделилась, не повреждая покрытие. Радиатор укладывают горизонтально на деревянную подставку, так чтобы она плотно прижала к радиатору резиновую прокладку. С обратной стороны в поврежденное место радиатора вставляют тонкостенные трубки с повышенной теплопроводимостью (медь, алюминий) и заполняют формообразующим клеевым составом с наполнителями, имеющими повышенную теплопроводимость. Данный способ восстановления работоспособности радиатора охлаждения является наиболее дешевым по сравнению с пайкой и выполняется без помощи профессионалов.

Проведенный обзор позволил выделить недорогостоящий вид ремонта радиаторов пожарных автомобилей, который может выполнить неквалифицированный персонал. К данному типу ремонта относится использование формообразующих клеевых составов, которыми заполняют поврежденную область радиаторов.

Список литературы

  1. Безбородько М.Д. Пожарная техника: учебник. / Под ред. М.Д. Безбородько. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2004. – 550 с.
  2. Темников В.Н. Применение полимерных материалов при техническом обслуживании и ремонте машин / В.Н. Темников, В.И. Башкирцев, Ю.В. Башкирцев. М.: ФГБОУ «РИАМА», 2011. – 229 с.
  3. Щукин А.А, Шумнов Г.С., Иванов В.Е. Обзор клеевых составов, применяемых для ремонта пожарных автомобилей В сборнике: Пожарная и аварийная безопасность сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, посвященной Году пожарной охраны. 2016. С. 244-245.
  4. Способ герметизации места течи сердцевины радиатора охлаждения / Патент RU 2430321.