Патриотизм как ценностный ориентир современной российской молодежи

№90-1,

философские науки

Данная статья посвящена патриотизму современной российской молодежи и разбору мифологических воззрений, связанных с патриотизмом, которые бытуют в молодежной среде. Актуальность выбранной темы статьи обусловлена несколькими причинами. Патриотизм является основой для успешного обустройства российского общества. Патриотизм обуславливает сохранение и дальнейшее процветание членов определенного социального образования, в том числе и страны. Патриотизм – это не биологическое, а социальное качество, которое прививается педагогикой. Патриотизм является базовой социальной ценностной ориентацией в российском обществе. Российская молодежь –это наследник и будущий носитель ценностных ориентаций, традиции, и поэтому важно понимать значение патриотизма и нужно грамотно прививать эту ценностную ориентацию российской молодежи.

Похожие материалы

Патриотизм — это основная черта, которая благодатно объемлет национальные характеры всех народов, проживающих на территории Российской Федерации и ближнего зарубежья. Это положение было неоднократно доказано в период ведения многочисленных отечественных войн, целью которых была защита мирного населения и своей земли. Патриотизм является базовой менталитета российского человека. Двуликая сложность геополитики зарубежных государств по отношению к России вызвали активизацию и подъем русского национального самосознания и самосознания других национальностей России. Среди граждан России возрастают патриотические чувства и укрепляется национальное достоинство. Это проявляется в единодушии при поддержке президента, в осознании мировой угрозы для России. С поддержкой современной президентской власти растет и количество предъявляемых к ней требований. У россиян увеличился интерес к политической жизни страны, проявляющейся в росте активности патриотически настроенных людей. Это подтверждают данные опроса всероссийского центра изучения общественного мнения: с 2012 по 2015 год доля россиян, считающих с тем, что в России есть народное единство, выросла с 23% до 54%. Ощущение сплоченности народа опрошенные объясняют тем, что жители страны всегда объединяются в трудные минуты.

К сожалению в нашем современном XX — XXI веках существуют ложные стереотипы, связанные с патриотизмом. Мы возьмем на себя смелость разобрать наиболее популярные из них.

  1. Патриотизм трактуется как ненормальное чувство, присущее только неадекватным личностям, маргиналам и т.п. Мы придерживаемся иной точки зрения. Мы полагаем, что патриотизм можно поставить в один ряд с любовью к своим родителям. Человек с нормальными ценностями любит родителей не за то, что они ему дали, а за то, что они просто его родители.
  2. Патриотизм воспринимается как любовь к родине за деньги. При этом восприятии считается, что человек может любить родину или другую страну только за то, что его там хорошо обеспечивают. Такой взгляд хорошо прослеживается в высказывании «Родина там, где тебе хорошо.», т.е. там, где тебе хорошо платят, там, где предоставляют социальные блага, там, где мирное небо и т.п. Это коммерциализованный, т.е. притворный и продажный патриотизм. О таком патриотизме выразился С. Джексон: «Патриотизм- последнее прибежище негодяя». [3] Следует отметить, что С. Джексон здесь имел ввиду, не настоящий, а коммерциализованный.
  3. Патриотизм зачастую неверно привязывают к политическим или идеологическим взглядам. В связи с политической ситуацией вокруг России патриотизм неверно начал трактоваться как качество, присущее только сторонникам русского мира, и, в более узком смысле, к сторонникам В.В. Путина.
  4. Патриотизм часто путают с национализмом. Национализм- это возвышение своего народа и презрение к другим национальностям или даже странам,но давайте же разберем,что такое патриотизм. Терминология указывает,что патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками . Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за историю страны, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
  5. Патриотизм зачастую относят и ассоциируют как качество, присущее только людям с проблемами в критическом мышлении. Согласно этой точке зрения патриот- это человек, который причинами негативных явлений в своем отечестве видит только происки внешних врагов или других стран. Обычно такой человек считает самым лучшим только то, что произведено на его родине, с фанатизмом отвергает все заграничное. П. А. Вяземский называл «квасными» патриотов, которые превозносят только отечественное, а все иностранное отвергают и пренебрегают им. Термин «квасной патриотизм» этимологически восходит к понятию квас. По-видимому, П. А. Вяземский исходил из того, что такого рода «патриоты» предпочитают квас не столько из-за его вкуса, а сколько потому, что это русский национальный напиток. Квасной патриот-это ироничное выражение в русском языке, обозначающее безусловное восхваление всего отечественного. Понятие «квасной патриот» ассоциируется с понятием «ура-патриот». Противопоставляется подлинному патриотизму, допускающему признание и неприятие отрицательных черт своего государства, а также борьбу с ними.

Все этимифы о патриотизме в основном распространяютсялиберально-настроенными гражданами, многие из которых члены неолиберальных оппозиционных партий, которые в народе называют пятой колонной. Название «Пятая Колонна»этимологически восходит к агентуре генерала Ф. Франко, действовавшей в Испанской Республике во время Гражданской войны в Испании 1936—1939 гг.. Термин сам приписывается генералу Эмилио Мола. [5] Генерал Ф. Франко предал президента Испании, перейдя на сторону национал-социалистической Германии. В Советском Союзе

В Советском Союзе пятой колонной называют троцкистков, басмачей, «лесных братьев», приверженцев С.А. Бандеры и Р.И. Шухевича, сторонников концепции «Идель- Урал», сторонников генерала А.А. Власова и всех иных, которые поддерживали национал-социалистическую Германию и ее действия против СССР. [4] Таким образом, пятая колонна- это сообщество людей, прислуживающее врагу страны в интересах врага, это сообщество предателей.

Настоящий патриот –это человек,который способен адекватно оценить состояние развития своей страны, но в то же время он не воспринимает состояние страны в слишком радужных тонах или же в слишком печальных тонах. Патриоту присуще критическое мышление, он не фанатичен и способен спокойно оценивать. Патриот — это человек, который не только абстрактно любит свою страну, но и доказывает эту любовь делом. Он участвует в общественной жизни своей страны, вкладывается в экономическое развитие, вкладывается в социальное развитие, инвестирует в будущий капитал страны.

Патриот настроен на грамотное созидание своей страны и обустройство своей жизни в ней не в ущерб другим жителям. Патриот не должен стремиться завоевать весь мир, так как он должен понимать, что чрезмерная гипертрофия государства, созданная путем насилия над другими народами может привести к большим проблемам: нехватке материальных средств, межэтническим конфликтам, распространению экстремистких учений и росту сепаратистких настроений. Осознание этих проблем- это еще одна черта, которая отличает патриота от националиста.

В национальной доктрине образования в задачах закреплено следующее положение: «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.» [2]

Сейчас важно патриотизм возродить в молодом поколении, поддерживать положительную динамику преемственности поколений, не допустить развития национализма. Не допустить чрезмерного ухода в потребительский образ жизни и в крайний прагматизм. В национальной доктрине образования в задачах закреплено следующее положение: «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.» [2]

Молодое поколение любой нации России должно работать не только на свое благо, но и на благо Родины. Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Таким образом новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой напрочь отсутствовала какая либо идеология или система ценностей. Поскольку ничего в нашем мире не терпит пустоты, образовавшийся вакуум быстро стал заполняться технологиями разрушения национального самосознания. К их числу относятся прежде всего: либерально-рыночная доктрина; «массовая культура» с ее культом насилия, эгоизма система давления на общественное мнение, вызывающая апатию, безразличие и многое другое. Можно с уверенностью сказать, что молодежь ХХI века очень привязана к своей родине и народу. Согласно социологическим опросам российская молодежь положительно настроена к патриотическому воспитанию, считает его одной из главных задач в педагогике. Как показало исследование, 67% респондентов понимают патриотизм как любовь к Родине, по 15% считают, что это понятие отражает эмоциональное отношение к Родине либо чувство привязанности и долга. При этом образцом истинного патриота студенты видят ветеранов Великой Отечественной войны, военных, а также политических персон прошлого и современности (по 20%), героев- освободителей (15%), деятелей науки и искусства (12%). Молодые россияне осознают важность победы в ВОВ, ценят и уважают подвиги предков и стремятся брать с них пример.

Так, отдавая долг мужеству, героизму и патриотизму участников Великой Отечественной войны, 30% опрошенных считают, что скорее повторили бы их подвиги, 20% абсолютно уверены в том, что смогли бы это сделать. Не пошли бы по стопам своих героических предшественников только 20% респондентов. [1 ]

Уровень патриотизма в обществе не постоянен, он колеблется в зависимости от социальных, политических и экономических факторов. В различные времена он будет изменятся. Этот факт нужно учитывать в педагогическом процессе. Воспитание патриотизма хорошо вписывается в социально-гуманитарные компетенции учителя будущего: — саморегулятор (способность контролировать и направлять свое поведение, адаптироваться в условиях быстро меняющихся стандартов поведения и действия), — философизатор (способность к рефлексии, к пониманию смысла происходящих событий, своего места и роли в окружающем мире). Помимо традиционных форм воспитания патриотизма (музейная работа, встреча с ветеранами, ознакомление с народным фольклором и народным творчеством, с художественным творчеством отечественных писателей, композиторов и художников и т.п.) в педагогический процесс можно включать и более современные формы: мозговой штурм, дискуссии по методу аквариума, проектную деятельность, создание кейсов и так далее.

Список литературы

  1. Зайцева О. А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2011. №4. С. 103-106.
  2. Национальная доктрина образования в российской федерации. https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwidyc3RpuzSAhXCJJoKHWosCX8QFgglMAI&url=http%3A%2F%2Fsinncom.ru%2Fcontent%2Freforma%2Findex5.htm&usg=AFQjCNHe9k1eq7TtczYvcC-6KaCNQqpcWA
  3. Патриотизм –последнее прибежище негодяя. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/12.htm 4.
  4. Самсонов А. Как Сталин разгромил пятую колонну и спас советский народ от поражения в Великой Отечественной Войне. Военное обозрение. История. https://topwar.ru/71920-kak-stalin-razgromil-pyatuyu-kolonnu-i-spas-narod-ot-porazheniya-v-velikoy-otechestvennoy-voyne.html
  5. Bolinger, Dwight L. Fifth column marches on. // American Speech (1944): 47-49.