Риски безопасности психологической среды в условиях детского дома

№90-1,

психологические науки

Статья описывает пилотажное исследование рисков психологической безопасности среды на примере КГКУ «Зеленогорский детский дом».

Похожие материалы

Проблема социального сиротства остается одной из острейших проблем в России на сегодняшний день, несмотря на то, что сотни детских домов закрываются. Дети-сироты относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей.

До того, как дети оказались в детском доме, они находились в ситуации СОП. У детей из неблагополучных семей, в силу их внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социальных отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение, ранняя алкоголизация, потребление наркотических и токсических веществ.

Все перечисленные проблемы — это разные грани одной большой проблемы — подростковой девиации, поэтому профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится делом не только социально значимым, а необходимым.

Хотелось бы отметить то, что для того, чтобы психологическая среда стала безопасной и комфортной для воспитанников детского дома, она должна стать такой и для педагога, поскольку именно педагог создает условия для развития воспитанника.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу психологической среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников воспитательного процесса.

Организация системы обеспечения безопасности психологической среды предполагает реализацию следующих направлений деятельности детского дома:

  1. определение существующих рисков и угроз безопасности психологической среды путем проведения мониторинговых исследований. Такая система мониторинговых исследований дает возможность прогнозирования ситуации развития рисков и угроз, повышая эффективность профилактических мер в детском доме;
  2. развитие психолого-педагогических технологий повышения безопасности психологической среды, включающих профилактику девиантного поведения воспитанников;
  3. формирование профессиональных компетенций у педагогического состава создает систему обеспечения комплексной безопасности детского дома (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

Таким образом, психологически безопасной средой детского дома можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности.

В нашем детском доме созданы организационно-педагогические условия для развития социальной компетентности и позитивной социализации воспитанника.

В течение всего учебного года с педагогическим коллективом и воспитанниками Зеленогорского детского дома ведется работа по созданию комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников и педагогов. Ключевыми мероприятиями данного направления психологической службы являются: проведение тренинговых занятий с воспитанниками; диагностическая работа с воспитанниками и педагогами, ориентированная на выявление уровня степени выраженности отношения по шкалам: «психологическая комфортность», психологическая удовлетворенность», «психологическая безопасность».

Профилактика нарушений психологического здоровья воспитанников нашего детского дома, целью, которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях, проводилась в рамках работы тренинга «Моя психологическая безопасность».

Для определения реального состояния рисков и угроз безопасности психологической среды ПОО была проведена диагностика.

Результат диагностики «Уровень комфортности пребывания детей в учреждении интернатного типа» показал: что 87,9% воспитанников имеют высокий уровень комфортности пребывания в интернатном учреждении. 12,1% — со средним уровнем комфортности. 0% — с низким уровнем комфортности в интернатном учреждении.

Проведённая диагностика показала, что уровень комфортности пребывания воспитанников в Зеленогорском детском доме — высокий. По результату тестирования «Выявление мотивации успеха у воспитанников» выявлена позитивная мотивация на успех. При такой мотивации воспитанник, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. Дети уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны.

Большую роль в социальном творчестве молодых играет деятельность ЦО «Перспектива», на базе которой создано объединение «Союз молодежных сил», объединяющее 100 старшеклассников от 14 до 18 лет. Цель организации — вовлечение старшеклассников в общественно активную социальную деятельность. Благодаря профилактической работе в детском доме улучшился психологический климат среди воспитанников. Ребята стали осознавать свою значимость, самостоятельность, адекватно реагируют на какие-либо замечания, стараются исправиться. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проводимой работы всеми участниками воспитательного процесса.

Список литературы

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 11—17.
  2. Баева И.А. и др. Психологическая безопасность образовательной среды развития личности: монография / Под ред. И.А. Баевой. М.; СПб.: Изд во «Нестор История», 2011. 272 с.
  3. Денисова Ю.М. Антикризисная программа по минимизации рисков психологической безопасности образовательной среды в профессиональной образовательной организации / Ю.М. Денисова, Л.К. Бисеринкина, О.Р. Леонгардт // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 167-175. – ISBN 978-5-9500127-5-4.