Взаимосвязь психических состояний, рефлексии, когнитивных процессов у студентов

№89-1,

психологические науки

В статье рассматривается взаимосвязь психических состояний, рефлексии и когнитивных процессов в различных ситуациях учебного процесса.

Похожие материалы

Рефлексивность, выступая как синтез интегральных психических процессов, играет немаловажную роль во взаимодействии многих психических явлений [2, c. 215]. Являясь важным опосредствующим звеном, рефлексивность оказывает влияние и на выраженность других свойств и на их взаимосвязь, что и было экспериментально обнаружено в работах Карпова А.В. [1, с. 116].

Когнитивная составляющая рефлексивности оказывает огромное влияние на результат и процесс учебной деятельности. Однако, следует помнить, что память, мышление, внимание на лекциях, семинарах и экзаменах активизируются по-разному.

После проведенного исследования, я получила такие результаты:

1. На лекциях активность студентов снижена, повышена сонливость и утомляемость. Информация воспринимается без попытки осмыслить ее. Статистически значимой взаимосвязи психических состояний и рефлексии в ситуации лекционного занятия установить не удалось. Вероятно, это связано с низким уровнем самих состояний, что не позволяет в полной мере осознавать ситуацию и свое состояние. Среди когнитивных процессов отметим логичность мышления: чем она выше, тем ниже уровень активности студентов. Это можно объяснить тем, что высокая степень умственных затрат в стремлении понять материал вызывает усталость. Для ситуации лекции базовыми шкалами, имеющими наибольший структурный вес, являются шкала физиологических реакций, рефлексия прошедшей деятельности и логичность мышления.

2. На семинарах степень напряжения не столь велика, но присутствует тревожность, из за необходимости выступлений перед аудиторией. Активность студентов повышается. На семинаре у студентов имеются многочисленные взаимосвязи психических состояний и различных измерений рефлексивных процессов. В то же время следует отметить, что отсутствуют достоверные связи психических состояний и регулятивного аспекта рефлексии. По-видимому, это связано с тем, что в данной ситуации от студентов требуется не регулировать свое состояние, а наоборот, активно включаться в деятельность и взаимодействие. Остальные же виды рефлексии характеризуются обратной связью с состояниями студентов. Высокая рефлексивность деятельности и общения сопровождается низкими показателями по всем параметрам состояний. Высокая степень рефлексии, вовлеченность в осмысление деятельности и коммуникации, «погруженность в себя», возможно, приводит к скованности и не дает возможности раскрепоститься, проявить себя. Этот вопрос требует дальнейшего рассмотрения, поскольку возможно и влияние самих психических состояний на рефлексивность студентов. Сказанное выше подтверждается еще и тем фактом, что концентрация внимания связана с состояниями аналогичным образом, чем она выше, тем ниже энергетический уровень психических состояний. В ситуацию семинара вовлечено большое количество синтетических, регулятивных по своей сути рефлексивных процессов (когнитивных и коммуникативных), что выражается в большой дифференцированности структуры, ее разнородности. Здесь для студентов открывается большая свобода мышления и деятельности, включаются различные когнитивные процессы.

3. На экзаменах высокая степень напряжения, тревоги и волнения, полная мобилизация всех когнитивных процессов. Рассматривая особенности психических состояний в ситуации экзамена, отметим, что здесь наблюдается не столь тесная взаимосвязь параметра переживания со всеми остальными, структура менее интегрирована, нежели в остальных ситуациях учебного процесса. Вероятно, что подобная напряженная ситуация сказывается в первую очередь именно на данном параметре. Обращает на себя внимание небольшое количество значимых связей психических состояний и рефлексии — лишь интегральный показатель уровня рефлексивности, а также рефлексия прошедшей и настоящей деятельности связаны с состоянием. Причем в большей степени это относится именно к шкале переживания, то есть, высокая степень погруженности в процесс экзамена и концентрация на припоминание прошлого материала отчетливо соотносится со скованностью, пассивностью и напряженностью переживаний у студентов. Присутствует здесь и регулятивный аспект рефлексии, а именно, положительная связь склонности к общему самоконтролю и самоконтролю в эмоциональной сфере с параметрами психических процессов и физиологических реакций. Таким образом, высокий уровень самоконтроля становится необходимым условием хорошего самочувствия и активизации психических процессов. Что касается когнитивных процессов в ситуации экзамена, то здесь необходимо выделить оперативную память, как наиболее важный элемент, а также механическую память и логичность мышления. Все они напрямую связаны с параметрами психических процессов на высоком уровне значимости. Менее всего взаимосвязана с ними шкала переживания. Оперативная память является наиболее важным элементом для успешной сдачи экзамена, поскольку она имеет высокую положительную корреляцию со всеми шкалами психических состояний, а также со средним значением по всем шкалам. Для состояний повышенного энергетического уровня свойственно также подключение механической памяти и логики мышления.

В дальнейшем планируется проделать более детальный анализ полученных данных с применением различных методов математической статистики, а также провести исследование и на других выборках, расширив, таким образом, контингент испытуемых. Помимо психических состояний, когнитивных процессов и рефлексии, в анализ будут включены и некоторые другие свойства личности, выявлены механизмы их взаимодействия.

Список литературы

  1. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления/А.В. Карпов, В.В. Пономарева.- Москва: Институт психологии РАН, 2000,- 283 с.
  2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности/А.В.Карпов.- Москва: Институт психологии РАН, 2004,- 450 с.