Взаимосвязь психических состояний, рефлексии, когнитивных процессов у студентов

NovaInfo 89, с.217-219, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь психических состояний, рефлексии и когнитивных процессов в различных ситуациях учебного процесса.

Ключевые слова

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, ВЗАИМОСВЯЗЬ, КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, РЕФЛЕКСИЯ

Текст научной работы

Рефлексивность, выступая как синтез интегральных психических процессов, играет немаловажную роль во взаимодействии многих психических явлений [2, c. 215]. Являясь важным опосредствующим звеном, рефлексивность оказывает влияние и на выраженность других свойств и на их взаимосвязь, что и было экспериментально обнаружено в работах Карпова А.В. [1, с. 116].

Когнитивная составляющая рефлексивности оказывает огромное влияние на результат и процесс учебной деятельности. Однако, следует помнить, что память, мышление, внимание на лекциях, семинарах и экзаменах активизируются по-разному.

После проведенного исследования, я получила такие результаты:

1. На лекциях активность студентов снижена, повышена сонливость и утомляемость. Информация воспринимается без попытки осмыслить ее. Статистически значимой взаимосвязи психических состояний и рефлексии в ситуации лекционного занятия установить не удалось. Вероятно, это связано с низким уровнем самих состояний, что не позволяет в полной мере осознавать ситуацию и свое состояние. Среди когнитивных процессов отметим логичность мышления: чем она выше, тем ниже уровень активности студентов. Это можно объяснить тем, что высокая степень умственных затрат в стремлении понять материал вызывает усталость. Для ситуации лекции базовыми шкалами, имеющими наибольший структурный вес, являются шкала физиологических реакций, рефлексия прошедшей деятельности и логичность мышления.

2. На семинарах степень напряжения не столь велика, но присутствует тревожность, из за необходимости выступлений перед аудиторией. Активность студентов повышается. На семинаре у студентов имеются многочисленные взаимосвязи психических состояний и различных измерений рефлексивных процессов. В то же время следует отметить, что отсутствуют достоверные связи психических состояний и регулятивного аспекта рефлексии. По-видимому, это связано с тем, что в данной ситуации от студентов требуется не регулировать свое состояние, а наоборот, активно включаться в деятельность и взаимодействие. Остальные же виды рефлексии характеризуются обратной связью с состояниями студентов. Высокая рефлексивность деятельности и общения сопровождается низкими показателями по всем параметрам состояний. Высокая степень рефлексии, вовлеченность в осмысление деятельности и коммуникации, «погруженность в себя», возможно, приводит к скованности и не дает возможности раскрепоститься, проявить себя. Этот вопрос требует дальнейшего рассмотрения, поскольку возможно и влияние самих психических состояний на рефлексивность студентов. Сказанное выше подтверждается еще и тем фактом, что концентрация внимания связана с состояниями аналогичным образом, чем она выше, тем ниже энергетический уровень психических состояний. В ситуацию семинара вовлечено большое количество синтетических, регулятивных по своей сути рефлексивных процессов (когнитивных и коммуникативных), что выражается в большой дифференцированности структуры, ее разнородности. Здесь для студентов открывается большая свобода мышления и деятельности, включаются различные когнитивные процессы.

3. На экзаменах высокая степень напряжения, тревоги и волнения, полная мобилизация всех когнитивных процессов. Рассматривая особенности психических состояний в ситуации экзамена, отметим, что здесь наблюдается не столь тесная взаимосвязь параметра переживания со всеми остальными, структура менее интегрирована, нежели в остальных ситуациях учебного процесса. Вероятно, что подобная напряженная ситуация сказывается в первую очередь именно на данном параметре. Обращает на себя внимание небольшое количество значимых связей психических состояний и рефлексии — лишь интегральный показатель уровня рефлексивности, а также рефлексия прошедшей и настоящей деятельности связаны с состоянием. Причем в большей степени это относится именно к шкале переживания, то есть, высокая степень погруженности в процесс экзамена и концентрация на припоминание прошлого материала отчетливо соотносится со скованностью, пассивностью и напряженностью переживаний у студентов. Присутствует здесь и регулятивный аспект рефлексии, а именно, положительная связь склонности к общему самоконтролю и самоконтролю в эмоциональной сфере с параметрами психических процессов и физиологических реакций. Таким образом, высокий уровень самоконтроля становится необходимым условием хорошего самочувствия и активизации психических процессов. Что касается когнитивных процессов в ситуации экзамена, то здесь необходимо выделить оперативную память, как наиболее важный элемент, а также механическую память и логичность мышления. Все они напрямую связаны с параметрами психических процессов на высоком уровне значимости. Менее всего взаимосвязана с ними шкала переживания. Оперативная память является наиболее важным элементом для успешной сдачи экзамена, поскольку она имеет высокую положительную корреляцию со всеми шкалами психических состояний, а также со средним значением по всем шкалам. Для состояний повышенного энергетического уровня свойственно также подключение механической памяти и логики мышления.

В дальнейшем планируется проделать более детальный анализ полученных данных с применением различных методов математической статистики, а также провести исследование и на других выборках, расширив, таким образом, контингент испытуемых. Помимо психических состояний, когнитивных процессов и рефлексии, в анализ будут включены и некоторые другие свойства личности, выявлены механизмы их взаимодействия.

Читайте также

Список литературы

  1. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления/А.В. Карпов, В.В. Пономарева.- Москва: Институт психологии РАН, 2000,- 283 с.
  2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности/А.В.Карпов.- Москва: Институт психологии РАН, 2004,- 450 с.

Цитировать

Зиброва, А.И. Взаимосвязь психических состояний, рефлексии, когнитивных процессов у студентов / А.И. Зиброва. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 89. — С. 217-219. — URL: https://novainfo.ru/article/15645 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться