Сравнительная характеристика уроков по физической культуре в общеобразовательных учреждениях Советского периода и современной России. Почему уроки по физической культуре пользовались большей актуальностью в СССР?

№90-1,

педагогические науки

Из поколения в поколение люди интересовались различными видами спорта, правильностью выполнения физических упражнений, а в народе существовал лозунг «В здоровом теле – здоровый дух!» К сожалению, всё в мире поддается модернизации, зачастую консерватизм уступает прогрессу, но не всегда это идет на пользу людям. Так существенные изменения претерпела физическая культура как в школьной жизни, так и в обществе в целом. В данной статье я предлагаю разобраться в том, какие изменения произошли в проведении уроков физкультуры в общеобразовательных учреждениях, выявить причины упадка роли данного предмета среди учащихся и предложить некоторые мероприятия, которые способствуют поднять роль и значимость урока физической культуры.

Похожие материалы

Из поколения в поколение люди интересовались различными видами спорта, правильностью выполнения физических упражнений, а в народе существовал лозунг «В здоровом теле — здоровый дух!» К сожалению, всё в мире поддается модернизации, зачастую консерватизм уступает прогрессу, но не всегда это идет на пользу людям. Так существенные изменения претерпела физическая культура как в школьной жизни, так и в обществе в целом. В данной статье я предлагаю разобраться в том, какие изменения произошли в проведении уроков физкультуры в общеобразовательных учреждениях, выявить причины упадка роли данного предмета среди учащихся и предложить некоторые мероприятия, которые способствуют поднять роль и значимость урока физической культуры.

Во-первых, мне хотелось бы заметить, что физическая культура, как школьный предмет, утратила свою значимость. Ведение уроков по данной школьной дисциплине оставляет желать лучшего. Их проводят, грубо говоря, «для галочки», чтобы показать органам государственной власти, что в школьном обучающем курсе есть такой предмет. Мало кто из учителей действительно нацелен на воспитание здорового подрастающего поколения, а уж тем более будущих олимпийских чемпионов нашей страны. Всё это перекладывается на плечи родителей, но ведь они зачастую не в силах сделать это самостоятельно без помощи профессионалов. Необходимо понимать, что именно в школе у детей закладывается восприятие урока физической культуры, как важного предметам, позволяющего ему стать здоровым, сильным, полноценным, правильно развитым человеком. Так же стоит отметить, что культура спорта способствует развитию не только организма человека, но и воспитанию нравственно-волевых качеств личности. В годы Советского периода будущих олимпийских чемпионов и мастеров спорта начинали воспитывать еще со школьной скамьи. Затем они уже переходили в профессиональные спортивные учреждения. Именно школьные педагоги зарождали в детях основы физической культуры, с которым в последующем работали профессиональные тренеры, развивая и укрепляя физический дух, направляя детей и подростков к спортивным достижениям и победам.

Так же стоит отметить, что посещаемость уроков физкультура в годы СССР была практически 100%, пропуски физкультуры были исключительно по состоянию здоровья. Существовал определенный культ в обществе, направленный на развитие, укрепление и сохранение здоровья. Сейчас же ситуация обратная. Ученики в школе не воспринимают физическую культуру, как урок. В их сознании существует мнение, что этот предмет можно спокойно игнорировать, а учителя все равно поставят желанную оценку, так как никому не хочется плохими показателями портить рейтинг школы. Зачастую этим и пользуются ученики. Хотя в общеобразовательной школе именно урок физической культуры должен являться базовой областью образования, так как он способствует не только формированию, развитию и укреплению растущего организма ребенка, но и спортивному отдыху учеников. Ведь весь день дети проводят в одном статическом положении, при котором происходят застойные явления в организме, а смена вида деятельности плодотворно влияет на здоровье учеников и дальнейшую результативность учебного и мыслительного процессов. Сейчас у ребят в особом приоритете телевидение, компьютерные игры и различные гаджеты. Из-за этого резко снизилась двигательная активность детей. В настоящее время в школах России утвердили урок физкультуры 3 раза в неделю. Это кончено же правильно, но все же недостаточно, чтобы решить все проблемы, с которыми столкнулись современные дети. Необходимо донести до сознания школьников, которые до конца не понимают ценность физической культуры и спорта в жизни, что именно уроки физкультуры закладывают основы здоровья как физического, так и духовного. Хотелось бы, чтобы такие фразы или лозунги, как: «Движение — это жизнь и здоровье!» стали своеобразной народной мудростью.

Следует заметить еще один существенные момент различия уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях Советского периода и современной России — это разнообразие видов физических упражнений. Во-первых, в настоящее время в программе урока физической культуры остались примитивные упражнения. Конечно же, никто не сомневается в их эффективности, но такими упражнениями уже сложно заинтересовать школьников. Им хочется выполнять упражнения, которые интересны, современны и пользуются большой популярностью среди взрослого населения. Во-вторых, детям необходимо смена помещений, обстановки и интерьера, в которых проводят спортивные мероприятия. Так, например, в годы СССР уроки проводились не только в закрытых помещениях школ, но и в парках, на улице, на стадионах. Сейчас же это душные спортзалы или двор школы, которые детям уже наскучили. В-третьих, хотелось бы подчеркнуть важность наличия в школах разнообразного, современного спортивного инвентаря в достаточном количестве для всех учащихся. Так, в годы Советского союза в школе на каждого ребенка был свой полный комплект спортивного инвентаря: мяч, гири, скакалка и т.д. Сейчас же потребность в спортивных принадлежностях рассчитывается не на каждого ребенка в отдельности, а на 2-3 учеников одновременно, что существенно снижает активность детей и желание заниматься спортом.

Тогда встает актуальный вопрос: «Как же заинтересовать детей заниматься физической культурой?» Для начала это все-таки объяснить детям, донести до их сознания и мышления цель подобных занятий, тем самым параллельно мотивируя их на дальнейшие достижения и победы, пусть даже не для общества, а для себя лично. Так же педагогу необходимо личным примером на практике доказывать детям, что нет ничего невозможного, т.е. перед тем как дети начнут выполнять упражнение, показать им, как же его нужно делать, а не на словах объяснять правильность его выполнения. Все это приведёт к результату, который должен быть достигнут в ходе физической деятельности. Также, мне хотелось бы предложить совмещать образовательно-воспитательные процессы путем интегрирования различных видов деятельности, предметов. Например, физическая культура и география могут отлично сочетаться в совместном с детьми спортивном походе, а физическая культура и музыка отлично интегрируются в современные спортивные танцы, которые так привлекают детей и подростков.