Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы

№90-1,

педагогические науки

Детям, поступающим в школу с задержной в развитии, присущи ряд особенностей. У них не сформированны нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети овладевают обычно в дошкольный период.

Похожие материалы

Как известно для перехода детей из детского дошкольного учреждения в начальные классы средней общеобразовательной школы требуется время и создание соответствующих условий для того, чтобы ребенок смог освоится к новой среде и найти свое место в классном коллективе. В настоящее время данная проблема является актуальной. Как показывают различные исследования, в зависимости от класса школы, серьезный процент- от 20 до 60% младших школьников имеют определённые трудности в привыкании к школьным условиям.

Обычно в общеобразовательных школах можно встретить многих детей, которые уже в начальных классах имеют проблемы схожего характера, что приводит к тому, что они не справляются с программой обучения и имеют трудности в обучении. Этой проблеме во всем мире уделяют пристальное внимание. Анализ соответствующей литературы различных авторов показывает, что термином «школьная неприспособленность» фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения.

При выявлении первичных внешних признаков проявлении школьной дезадаптации, ученые единодушно относят к ним затруднения в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения.

Что становится фактором школьной неуспеваемости? На основе многочисленных наблюдений были выявлены следующие причины :

  • недостатки в подготовке ребенка в школу;
  • социально- педагогическая запущенность;
  • длительное и массивное психическое давление:
  • соматическая ослабленность ребёнка:
  • нарушение формирования школьных навыков (дислексия,дисграфия):
  • двигательные нарушения:
  • эмоциональные расстройства.

Ребёнок, с которым постоянно случаются неприятные истории, которые могут выйти за рамки учебной деятельности и доходят вплоть до ухудшения взаимоотношений со сверстниками. В следствии всего этого у ребёнка формируется ощущение собственной незначительности, он считает себя ниже умом, нежели его одноклассники. У него появляется потребность в какой то компенсации. А так как в этом возрасте выбор адекватных средств компенсации весьма ограничен, то ребёнок начинает осознанно противодействовать нормам поведения, установленным в данном учебном заведении.

Ребёнок часто нарушает дисциплину, вступает в конфликт с другими школьниками, становится грубым и агрессивным. В месте с тем,такой ребёнок теряет интерес к школе. Все это может привести к тому, что из таких детей в будущем вырастают асоциальные личности. Часто у них может возникать нервно — психические и психосоматические расстройства. Школьная дезадаптация — явление многофакторное.

Нужно помнить, что отставание в обучении может быть напрямую связано с такими факторами, как методика обучения, личность преподавателя начальных классов, помощь в преодолении трудностей в учебе со стороны родителей, положительная или наоборот, отрицательная атмосфера в школе, место ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, а также личность самого ребенка. Также нужно помнить, что такие факторы как школьная неуспеваемость и личностные особенности ребенка, также носят многоплановый характер. Исследователи выделяют следующие переменные:

  • позиция ученика;
  • его мотивация для учения;
  • уровень навыков умственной деятельности;
  • способность к произвольной регуляции и самоорганизации;
  • интеллект ребенка.

Нужно помнить, что довольно часто родители ребенка путают отставание в развитии и низкие показатели школьной успеваемости. Но это не одно и тоже. При формулировке понятия отставание в развитии ребенка, задержек созревания, интеллектуальных, волевых, мотивационных структур, которые проявляются в процессе сравнения с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспеваемость может быть вызвана влиянием среды, методики обучения и позиции ученика. Все это приводит к выводу. Что группа неуспешных школьников неоднородна по своему составу. В неё попадают дети, которые сталкиваются на пути к обучению с различными помехами. Их можно условно разделить на две группы.

  1. Недостатки познавательной деятельности;
  2. Недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности). Соответственно, из этих групп выделяются следующие типы учащихся:
    • средний уровень познавательной деятельности и низкий интерес к обучению (преимущественно учатся плохо, получают самые низкие оценки);
    • познавательная самостоятельность низкая, но интерес к предмету положительный (успех таких школьников в обучении зависит от их уверенности в себе;
    • познавательная самостоятельность находится на низком уровне,но интерес к предмету потенциальный, для этих учеников характерной чертой является умственная пассивность и малая уверенность в себе, они учатся крайне слабо;
    • ученики из этой группы находяттся на низком уровне обучаемости.

Для того, чтобы добится положительных результатов при подттягивании таких учеников требуется не только развить у них приемы умственной деятелности, но и сформировать положительную установку на дальнейшее обучение.

Детям, поступающим в школу с задержной в развитии, присущи ряд особенностей. У них не сформированны нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети овладевают обычно в дошкольный период.

Из-за этой причины дети оказываются не в состоянии, без посторонней помощи, овладеть счетом, чтением и письмом. Они затрудняются в следовании нормам поведения, которые приняты, в данной конкретной школе.

Кроме вышеописанного, такие дети испытывают определённые трудности в произвольной организации деятельности; они не умеют последовательно выполнять задания, переключатся по указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются тем, что у них зачастую ослаблена нервная система. Такие ученики быстро утомляются, их работоспособность быстро падает, в результате они иногда просто перестают выполнять задания, которые остаются невыполненными.

Все это в совокупности говорит о том, что задержка в развитии проявляется как в замедленном созревании эмоционально волевой сферы, так и в созревании развития познавательных процессов. Последнее, прежде всего, проявляется в том, что его интеллектуальная составляющая не соответствует реальному возрасту ученика. Даже поведение таких детей отличается от поведения других детей, оно своеобразно. Оно проявляется в том, что после поступления в школу такие дети продолжают вести себя как дошкольники. Их ведущей деятельностью по — прежнему остается игра, у них не наблюдаются положительное отношение к школе.

Учебная мотивация отсутствует или слабо выражена. Именно в школе ребенок с таким диагнозом впервые начинает отчетливо осознавать, что он заметно отличается от других детей и это отличие с наклоном в худшую сторону. Это с одной стороны, ведет к появлению чувства не полноценности в сознании ребенка, а с другой — к попыткам личностной компенсации в какой –либо другой сфере. И конечно, такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения школьника, в его взаимоотношениях с другими детьми в классе.

Часто они могут привести к возникновению антисимпатии между ребёнком в отстающей группе с его более успешными одноклассниками. Это приводит к затяжному конфликту, который может продолжаться иногда годами, причиняя угнетаемой стороне (а это, как правило неуспешные дети) психологическую травму, что в будущем может сформироваться в комплекс неполноценности. Она же, в свою очередь, мешает человеку, в процессе становления личности, стать успешным и целеустремлённым в деле достижения поставленной цели и претворения планов в жизнь.

Дети жестоки. Они не щадят других детей, которые в чем- то отличаются от них и выделяются этим качествам из общей толпы. При этом они достаточно хитры для того, чтобы угнетать непохожего на них ребёнка на виду у взрослых, зная, что они станут на сторону угнетённого ребёнка. А угнетаемый ребёнок недостаточно уверен в себе для того, что бы надеяться на помощь взрослых. Он может длительное время терпеть всё это, что в конце может привести к двум результатам: или он сломается, или найдёт в себе силы переломить сложившуюся нездоровую ситуацию.

В силу вышеназванных причин, преподаватель в начальных классах должны быть тонкими психологами, умеющими разбираться в таких детских конфликтах и справедливо разрулив ситуацию, помочь угнетённому ребёнку в адаптации к школьной среде.