Использование методики эмоционально-символической аналогии для определения стадии развития коллектива

№84-1,

социологические науки

В данной статье затронута проблема развития детского коллектива, стадии его формирования от разрозненной группы до слаженной части социума. Проведена методика А.Н. Лутошкина "От песчаной россыпи к горящему факелу". Представлены результаты методики и рекомендации по формированию детского коллектива.

Похожие материалы

Тема статьи является актуальной, так как именно в детском коллективе ребёнок усваивает нормы и правила, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни; в коллективе формируются его взгляды и убеждения, развиваются способности и умения, поэтому особенно важно осознание и детьми, и педагогами стадии развития коллектива, в котором они сосуществуют и взаимодействуют. На это и направлена методика эмоционально-символической аналогии, рассмотренная в статье.

Детский коллектив — это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. Детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности.

Надежда Константиновна Крупская давала такое понятие детскому коллективу: «Детский коллектив — есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» [1].

Антон Семёнович Макаренко же писал, что «детский коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [2].

Из этих определений можно понять, что невозможно сразу из незнакомых друг другу детей получить сплочённый коллектив. Отношения в коллективе выстраиваются подобно восхождению по лестнице, и каждая ступень этой лестницы — это определенная стадия на пути к коллективизму. Чтобы сформировать сплочённый, творческий, работоспособный коллектив (именно в таком каждый ученик ощущает свою полезность и сопричастность общему делу), нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, межличностные отношения между обучающимися, активно содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе. Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ — возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня.

Для получения положительного и качественного результата, необходимо понимать, на какой ступени сплочения коллектив находится на данный момент.

Педагогу для работы с коллективом важно знать уровень его развития, характер взаимоотношений его членов. Для решения данной задачи А.Н. Лутошкиным была разработана методика эмоционально-символической аналогии «От песчаной россыпи к горящему факелу». Она предполагает коллективную самоаттестацию группы.

Эмоциональные образы-символы в методике подобраны с учетом детского возраста, их стремления к эмоциональному восприятию действительности и соответствуют определенной стадии развития коллектива. Методика нужна для того, чтобы проанализировать правильность выбранной позиции по отношению к коллективу на различных этапах его развития, и при подготовке и проведении коллективных творческих дел [3].

Педагог-психолог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своём развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее ребятам предлагается определить, на какой стадии развития находится их собственный коллектив. В этой методике есть 5 ступеней. Педагог-психолог зачитывает название ступени и её характеристики, каждый участник коллектива решает, на какой же «ступени» находится их коллектив и записывает ответ, который потом сдает.

Каждая из ступеней имеет эмоционально — символическую аналогию. Среди вариантов ответов были предложены:

  1. Номинальная группа («Песчаная россыпь» — существует формально, без выраженных групповых показателей, присутствует совместная деятельность);
  2. Группа-ассоциация («Мягкая глина» — одинаковые цели членов группы, наличие структуры, группа не действует как единое целое);
  3. Группа-кооперация («Мерцающий маяк» — единство цели и деятельности по её достижению, высокая внутригрупповая сплочённость, межгрупповое регулирование);
  4. Группа-автономия («Алый парус» — внутреннее единство, межгрупповая активность, высокая подготовленность членов группы, развитый самоконтроль)
  5. Группа-коллектив («Горящий факел» — общественно-значимая цель и деятельность по её достижению, морально-психологическое единство, организационная структура, высокая подготовленность).

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворённости своим коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

В рамках заявленного исследования в МБОУ СОШ №69 участвовали 25 человек (учащиеся 5 класса). Результаты исследования показали, что класс находится на 4 ступени «Алый парус». Таким образом, стала видна реальная картина психоэмоционального состояния между детьми. Из общего числа детей(25) , 20 человек дали ответ, что их класс находится на 4 ступени «Алый парус», два человека- на третьей ступени «Мерцающий маяк» и три человека — на пятой ступени «Горящий факел». Классному руководителю и педагогу-психологу, по анализу данных методики, стало видно, что коллектив сейчас находится на высокой стадии развития, но ему еще есть куда расти, если правильно расставить цели.

На основании данных, полученных в ходе проведения методики эмоционально-символической аналогии, можно дать следующие рекомендации по успешному формированию детского коллектива:

  • Применение групповых форм организации совместной деятельности;
  • Система функциональной, материальной, информационной взаимосвязи и взаимозависимости членов группы;
  • Компетентное руководство и положительный личный пример руководителя;
  • Формирование самосознания коллектива, ориентация на его самосовершенствование.

Список литературы

  1. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 10 т. - М.: Педагогика 1958. Т. 2.
  2. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. - М.: Педагогика, 1958. Т. 5.
  3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986.
  4. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.