О содержании домашней работы школьников по информатике

№91-1,

педагогические науки

В статье освещается опыт организации домашней работы по информатике учащихся 6-7 классов. Приводятся примеры заданий различных типов, в том числе интерактивного характера.

Похожие материалы

Домашняя работа является важной формой организации учебного процесса и составной частью процесса обучения [1]. Содержательный аспект домашних заданий в современных образовательных условиях трансформируется в зависимости от учебного предмета, дидактических задач, предпочтений педагога, возрастных и иных способностей учащихся, используемых средств ИКТ и т.д. Необходимость выполнения домашней работы связывают, прежде всего, с необходимостью формирования навыков самостоятельной учебной работы и подготовки к саморазвитию [2].

Остается открытым вопрос содержания учебных домашних заданий по информатике, особенно в условиях прогнозируемого широкого использования компьютерных технологий в образовательном процессе, а также необходимости формирования у обучаемых навыков самообучения. При этом домашняя работа должна не заменять работу в классе, а дополнять ее.

Так как теоретические основы организации и проведения домашней работы изучены не до конца, в педагогической и методической литературе предлагаются различные виды ранжирования домашних заданий.

В своей педагогической практике мы используем такие виды домашних заданий: задания для подготовки к изучению нового материала; задания для закрепления и применения учебного материала, изученного в классе; задания для формирования способностей, развития самостоятельной деятельности, и мышления; задания для формирования творческих навыков через выполнение заданий повышенного уровня.

У учащихся вызывают интерес задания с нестандартной формулировкой, не повторяющей описание заданий из школьных учебников. Например, на экране компьютера размещены «разрезанные» фрагменты изображения одного из устройств компьютера; требуется восстановить изображение и определить, что на нем изображено. Эту работу шестиклассники выполняют в графическом редакторе Paint, что способствует закреплению материала учебных тем «Обработка растровых изображений» и «Основы работы с компьютером».

С целью проверки усвоения изученного материала в качестве проверочных заданий мы используем дистанционную работу при онлайн-тестировании. Так, по теме «Информация и информатика» учащиеся выполняют дома тест, подготовленный в сервисе google Forms. Примеры тестовых заданий:

1. Дайте определение информации: Информация — это…

а) все, что хранится в памяти компьютера;
б) сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и состоянии;
в) все, что хранится в библиотеке;
г) объект, используемый для хранения информации, и его свойства.

Ответ дайте, например, в виде а).

2. Укажите виды информации по способам ее представления:

а) текстовая, числовая, графическая, музыкальная, видеоинформация;
б) зрительная, звуковая, тактильная, вкусовая, информация о запахах;
в) личная, общественная, обыденная, эстетическая, специальная;
г) математическая, медицинская, психологическая, биологическая и т.д.

3. Укажите лишний объект, различая объекты по форме представления информации:

а) рисунок;
б) звонок в дверь;
в) чертеж;
г) схема.

Примеры тестовых заданий по теме «Алгоритмы и исполнители», созданных по принципу выбора ответа «несколько из многих»:

1. Какие из следующих процессов можно описать в виде алгоритмов?

а) замена колеса в автомобиле,
б) написание домашнего сочинения,
в) сложение двух дробей,
г) забивание гола на футбольном матче,
д) запись ряда всех натуральных чисел.

2. Какие способы записи алгоритмов вам известны:

а) графический;
б) буквенно-цифровой;
в) словесный;
г) программный;
д) математический;
е) вспомогательный;
ж) последовательный.

Пример задания по теме «Интернет. Электронная почта»: какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на чужом компьютере?

а) после завершения работы с электронной почтой нужно выйти из почтового ящика;
б) нужно удалить из истории информацию о своей работе;
в) при входе в почтовый ящик выбрать функцию «Сохранить пароль»;
г) оставить почтовый ящик открытым;
д) никакие из указанных.

Некоторые интерактивные задания подготовлены с помощью сервиса LearningApps.org. Пример интерактивного задания для восстановления правильной последовательности команд:

В алгоритме загрузки текста из файла Пример.doc перепутаны команды. В каком порядке нужно выполнить команды, чтобы алгоритм стал правильным?

  1. выполнить команду Файл — Открыть,
  2. выбрать в списке файлов файл с именем Пример.doc,
  3. выбрать нужную папку, нажать кнопку Открыть,
  4. открыть текстовый редактор.

Пример интерактивного задания с моделированием ответа: выполните следующий алгоритм и запишите результат:

  1. написать слово ФАНТАСТИКА;
  2. удалить ТАС;
  3. перенести букву Ф после буквы Н;
  4. вставить после буквы Ф слово НОРМА;
  5. удалить букву Н;
  6. заменить первую букву полученного слова буквой И.

Виды учебной деятельности учащихся при выполнении домашних заданий связаны не только с изучением материала учебного пособия и выполнением упражнений, но и с подготовкой компьютерных презентаций, текстов сообщений, изучением Интернет-источников и фиксированием этой работы в текстовых документах. Примеры заданий:

  1. Посмотрите видео-презентацию «Полезный и безопасный Интернет» на сайте https://goo.gl/wUFbd5 или видео «Безопасность школьников в сети Интернет» на сайте https://goo.gl/A4wUex, наметьте план своего безопасного поведения в Интернете, отправьте план учителю на его адрес электронной почты.
  2. Организуйте игру «Я — учитель»: задайте с помощью электронной почты какой-то вопрос по изучаемой теме вашему однокласснику, дождитесь ответа и затем напишите ему, правильно ли он ответил.
  3. Откройте браузер, введите адрес в адресную строку, посетите страницы рекомендованных учителем сайтов, запишите в тетради адреса посещенных сайтов и содержание просмотренных страниц.

При подготовке домашних заданий мы учитываем индивидуальные особенности учащихся, подбирая задания разных уровней, но имеющие одинаковую цель. Ученик каждый раз при выполнении домашней работы совершенствуется в умении доводить работу до конца, постоянно увеличивая свой коэффициент полезной информации и, соответственно, знаний. Выполнение заданий на уровень выше имеющихся результатов становится стремлением каждого учащегося. Такая работа имеет вес в воспитательном процессе, формирует добросовестное отношение к выполнению любого задания, самостоятельность и ответственность.

Наш опыт преподавания информатики в общеобразовательной школе позволяет выделить группу домашних заданий, которые наиболее приветствуются школьниками. Это — задания, требующие применения компьютера; задания игрового или творческого характера; задания, требующие нестандартного подхода; задания, связанные с бытовой деятельностью или любимым занятием (хобби); задания, требующие работы в команде [3]. Примеры «любимых» заданий учащихся 6 классов: составить или разгадать кроссворд.

Домашнее задание по теме «Алгоритм. Исполнитель алгоритма» может быть таким: на онлайн доске Linoit поместить листок с описанием алгоритма проведения семейного отдыха в выходной день (во время отпуска родителей, на каникулах или др.). Задание для сильных учащихся: подготовить с помощью сервиса LearningApps (https://learningapps.org/) упражнение на восстановление правильной последовательности команд в созданном алгоритме.

Учащиеся чувствуют себя комфортно при выполнении заданий, аналогичных выполненным непосредственно на уроке, однако с измененными значениями или типами данных. В этом случае требуется определенная корректировка решения (в алгоритме или тексте программы).

Особую группу образуют задания, которые направлены не на закрепление или усвоение изученного материала, а носят определенный пропедевтический характер. Такие домашние задания упреждают объяснение материала на уроке или непосредственно лежат в основе этого объяснения. Они применяются при перевернутом обучении и, по нашему мнению, способны удовлетворить любопытство учеников, способствуют формированию заинтересованности и мотивации в учебе.

Список литературы

  1. Домашняя работа. Словарь синонимов // Академик. dic.academic.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/EZisP (дата обращения: 20.10.2018).
  2. Ворожейкина Е.Н. Домашнее задание – новые тенденции в педагогической науке и практике // Химия. Все для учителя [Электронный ресурс]. – №4 (40) апрель 2014 г. – С. 37-40. – Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_6_40_7972.pdf (дата обращения: 20.10.2018).
  3. Макарова Н.П. О месте информационно-коммуникационных технологий в домашней работе по информатике //Развитие научно-технического творчества детей и молодежи. Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14 апреля 2018 г., г. Смоленск). Выпуск 2. – Киров: Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2018. – С. 92 – 97.