Пантюркизм как политическая угроза России

№99-1,

педагогические науки

Статья посвящена проблеме политической экспансии России сторонниками пантюркизма посредством религиозных организаций- джааматов. В статье кратко рассмотрена деятельность основных джааматов, которые продолжают свою деятельность на территории Российской Федерации по сей день. В статье кратко рассказывается об основателях джааматов, о вредоносности смысла существования пантюркизма, анализируются основные идеи пантюркисткой пропаганды и ей связи мечтами об образовании Великого Турана, дан ответ на вопрос «Почему закрылись турецкие лицеи в России», дается краткий прогноз развития идей пантюркизма, раскрываются основные проблемы в этом вопросе, намечаются основные пути решения как силовые, так и образовательные и политические пантюркисткой проблемы.

Похожие материалы

Мир сегодня стоит на грани новых глобальных политических вызовов, географических и цивилизационных изменений. Параллельно с ними растут угрозы миру и целостности других государств, как внешние, так и внутренние. На наш взгляд, большинство таких внешних угрожающих факторов складывается вокруг России. В связи с обострением отношений с Турцией вновь стал вопрос об идеологии, целью которой является объединение всех тюркских народов.

Проблема пантюркизма является актуальной, но тем не менее в научной литературе уделяется мало внимания. Изучением пантюркизма в нашей стране занимаются Сулейманов Р. Р., Цибенко В. В., Червонная С. М., Якупов В. М.

В процессе исследования мы попытаемся пояснить сущность пантюркизма как явления, проанализировать и аккумулировать уже имеющийся материал по тематике статьи и ответить на вопрос опасна ли идеология пантюркизма для целостности России и вкратце оценить масштабы выявленной опасности.

Пантюркизм- это идеология и политика, основанная на признании всех народов тюркской языковой группы одной нацией и утверждении необходимости их сплочения в единое государство «Великий Туран», занимающее практически всю Азию и большую часть Европы [1] Пантюркизм- это идеология, которая стремится объединить все тюркские народы под началом Турции. Для российского законодательства пантюркизм является экстремисткой идеологией, потому-что способствует разрушению России как целостного государства. Объяснения данному тезису кроются в истории политических отношений и действий пантюркистов. Во-первых, пантюркизм зародился в недрах националистических партий Турции. Во-вторых, пантюркисты в период Первой Мировой Войны призывали Турцию вступить в вооруженное противостояние с Россией. В период Второй Мировой Войны пантюркисты поддерживали германскую агрессию против СССР с целью отобрать у СССР Азербайджан, Армению и другие территории, на которых проживали тюркские народы. Пантюркисты поддерживали геноцид армян в 1915 году.

Пантюркизм связан с понятием «Великий Туран». Выше было сказано, что «Великий Туран»- это название несуществующего государства, которое мечтают создать сторонники пантюркизма. Этимологически «Великий Туран» привязан к названию исторического региона, который в древности был населен иранскими племенами-Турану. Однако, сторонники пантюркизма неверно полагают, что Туран- это родина тюрков, а не персов. Османское правительство оказывало помощь различным националистическим движениям в Средней Азии в период гражданской войны 1918—1921 в России. В 1923 г. турецкий журналист Зия Гок-альп издал книгу «Основные принципы тюркизма», которая стала последним и довольно весомым вкладом в идеологию пантюркизма. После так называемой «кемалистской революции», идеи пантюркизма были на долгое время забыты официальной идеологией Турции, так как Мустафа Кемаль Ататюрк взял курс на перестройку страны в «западном» стиле. [3]

После вступления Турции в НАТО идеи пантюркизма вновь обрели актуальность, как средство идеологической борьбы против СССР, с целью оторвать от него республики Средней Азии и Азербайджан. В этой связи логичным представляется умеренная поддержка пантюркизма со стороны США с целью создания барьера для развития, ослабления и распространения своего влияния России. Американцы особенно заинтересованы в ослаблении России на Кавказе и в Средней Азии, которые имеют стратегическую важность в деле снабжения Европы углеводородами. [2] Распад СССР вызвал бурный рост пантюркистских настроений на территории бывших советских республик. Сулейманов Р.Р. утверждает, что Турция осуществляет посредством создания многочисленных джааматов в России распространение негативного влияния. [3] Мы полагаем, что такое влияние включало в себя и распространение сепаратистких идей.

В 1991 году создана Ассамблея тюркских народов, которая официально провозгласила своей целью воссоздание и развитие пантюркизма. В октябре 2009 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выступил с предложением о создании Совета сотрудничества Тюркского совета, для обеспечения единства тюркоязычных государств. Также было предложено создать Центр изучения тюркского мира, Тюркскую академию, Центр тюркской истории и культуры, Центр изучения тюркского языка, Тюркскую библиотеку, Тюркский музей. В 2010 г. создан Совет сотрудничества тюркских государств, Совет глав государств, Совет министров иностранных дел, Совет старейшин, Комитет старших должностных лиц, Тюркский деловой совет. Появились «общетюркские» учебники истории, географии и литературы для средних школ, Тюркская академия, издающая учебные пособия, акцент в которых сделан на истории и достижениях единого тюркского этноса. Решено создать единый тюркский канал.

Турецкое правительство распространяет идеи пантюркизма в других странах через образование, культуру и создание религиозных организаций (джааматов). Религиозные организации образуются в джааматы- объединения мусульман с целью совместного изучения ислама. Как правило, джааматы образуются из верующих — прихожан одной и той же мечети. Через некоторые джааматы осуществляется шпионаж в пользу других стран, пропагандируется превосходство тюркских народов и экстремистские идеи. Вообще, джааматы создаются для изучения Корана и общения мусульман. Обычно создаются при мечетях и руководит ими имам. В Чечне многие джааматы занимались террористической деятельностью и входили в состав террористической организации «Имарат Кавказа». [1]

Сегодня большинство джааматов отошли от террористической деятельности, но не отказались от экстремизма. Самый известный джаамат «Нурджулар» находится в оппозиции к президенту Турции Р. Эрдогану, однако, поддерживается правительством Турции. Особое внимание «Нурждулар» уделяет пропаганде пантюркистких идей в странах с исламским населением, в том числе и в России. Это течение основано радикальным проповедником Саидом Нурси. «Нурджулар» является запрещенной организацией на территории России. Сообщество вербует своих адептов на частных квартирах или коттеджах, людей разного возраста, на которых знакомят с книгами Саида Нурси. Нурджулар последовательно проводят ряд идей, ведущих к трансформации личности: отрешению от окружающего мира, служению интересам общины вплоть до растворения личности, полной потери индивидуальности и критического мышления, готовность принять тюремное заключение или мученическую смерть. [6] Судя по этим признакам «Нурджулар» можно вполне назвать деструктивным культом.

Наибольшего влияния достигла ветвь джаамата «Нурджулар» «Фетхуллахчулар» (иные названия «Хизмет», гюленисты), названная по имени ее основателя турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена. Гюленисты выступают против радикализма и экстремизма, однако судя по публикациям в СМИ, отражающим их деятельность эти выступления, имеются противоречия между их словами и реальными поступками. Если правоведы и правоохранительные органы относят гюленистов к «Нурджулар», то для исламоведов вопрос соотношения «Фетхуллахчулар» и «Нурджулар» остается открытым. Многие исламоведы классифицируют «Фетхуллахчулар» как отдельную организацию.«Фетхуллахчулар» отличаются от других джааматов светкостью: не требуют носить бород, не требуют от женщин обязательно носить хиджабов и т.д. Гюленисты делают ставку на создание турецких лицеев преимущественно с интернатской формой обучения и разделением по гендерному признаку, через которые проводилась пантюркисткая идеология. Помимо лицеев, джамаат Гюлена создавал на территории России турецкие культурные или научные центры, причем открывал их при вузах или библиотеках, где пытался вести свою агитационно-пропагандистскую деятельность «под прикрытием». Помимо «Нурджулар» в России ещё имеет авторитет в кругах последователей пантюркизма джаамат «Сулейманджилар». «Сулейманджилар» представляют собой неосуфийскую группировку. Основана Сулейманом Нильми Тунаханом, которого его последователи за «святого ишана». Религиозная составляющая джаамата представляет собой одно из направлений суфизма. В отличии от обычного суфизма, «Сулейманджилар» считают, что после смерти их «святого ишана» Сулеймана больше уже святых не будет, будут только его халифы. Ими проводится аналогия между Мухаммедом и Сулейманом. [4] Известный муфтий и борец с радикализмом и терроризмом В. М. Якупов утверждал, что такой подход не соответствует исламской ортодоксии. [6] В России «Сулейманджилар» открытой пропагандистской деятельности не ведут, спорадически проводятся курсы в мечетях для детей в каникулярное время, однако, отклонений от общепринятого вероучения ислама в учебных программах нет. [5]

Джаамат «Эренкей». Джамаат был основан в Эренкёе Махмутом Сами Рамазаноглу, халифой Эрбелли Мехмета Эсада Эфенди. Члены этого джамаата также являются последователями суфизма. Несколько книг «Эренкей» признавались запрещенными на территории России. Их поддерживает нынешний казанский мухтасиб, имам мечети «Марджани» Мансур Залялетдинов. [3]

Помимо создания джааматов пантюркисты могут использовать и образовательные организации. Обычно, их идеи продвигаются через турецко-татарские лицеи. Пользуясь направленностью лицеев власти Турции назначали выгодных им директоров, которые должны были пропагандировать пантюркистскую идеологию. Гюленисты делают ставку на создание турецких лицеев преимущественно с интернатской формой обучения и разделением по гендерному признаку, через которые проводилась пантюркисткая идеология. Помимо лицеев, джамаат Ф. Гюлена создавал на территории России турецкие культурные или научные центры, причем открывал их при каком-нибудь вузе или библиотеке, где пытался незаметно вести свою агитационно-пропагандистскую деятельность.

С одной стороны, тюрки-мусульмане в России всегда лояльно относились к власти. Хотя некоторые сепаратистские тенденции все же имели место (попытка Татарстана, Башкирии и Чувашии в начале девяностых получить независимость), о реальной угрозе для целостности государства это не несло. В случае обострения каких-либо социальных проблем и противоречий татары и башкиры всегда апеллировали к Москве, не помышляя об объединении, например, с Турцией. С другой стороны, существует реальная внешняя опасность для интересов России в бывших советских республиках и в мире в целом.

Становится очевидным, что пантюркизм во внешнеполитическом отношении не утратил своей антироссийской направленности. Активизация внешней политики Турции вкупе с пантюркистским «зондированием» населения стран Средней Азии, отчасти Закавказья и самой Российской Федерации явно ставит собой цель привести к потере Россией стратегических и торговых партнеров из числа бывших республик СССР.

Поддержка правительством Турции пантюркистских идей несет в себе угрозу торговым и стратегическим российским интересам в бывших республиках СССР и угрожает целостности самой России.

Решение проблемы экстремизма с одновременным сохранением дружеских отношений между Россией и Турцией- это очень тонкий политический вопрос и требует привлечения достаточно большого числа компетентных специалистов. На наш взгляд, решение этого вопроса должно сопровождаться дипломатическими методами. Силовые методы тоже могут помочь в решении, однако, на наш взгляд, они должны применяться только внутри российского государства. К политическим и дипломатическим методам можно отнести:

  1. Распространение российского влияния на бывшие советские республики, в том числе и через образование. Например, обучение иностранных студентов в российских вузах, организация конференций и симпозиумов, обучение русскому языку и российской истории.
  2. Вывод Азербайджана из геополитического влияния Турции за счет включения Азербайджана в проект транспортного коридора "Север-Юг"[2]
  3. Сотрудничество с бывшими советскими республиками и Китаем в плане организации противодействия распространению радикальных взглядов.
  4. Развитие исламского образования в России.
  5. Развитие общерелигиоведческого образования в России.

На сегодняшний день важно уделять повышенное внимание развитию исламского образования в России. Ранее должного внимания не уделялось, что на наш взгляд, было упущением со стороны правительства как России в целом, так и регионов. Проблема пантюркизма достаточно мало исследована в трудах отечественных религиоведов, отсутствует достаточно четко сформулированное отношение к пантюркизму в современных российских энциклопедиях.

Список литературы

  1. Пантюркизм. Военная энциклопедия. Сайт Министерства обороны РФ. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=8532@morfDictionary- 14. 12. 16
  2. Распространение идеи пантюркизма, Современный анализ геополитических угроз. Вектор Евразия. Федеральная экспертная сеть. https://vector-eurasia.org/internal/project-analyst/22/
  3. Сулейманов Р.Р. Религиозное влияние Турции на мусульман Урало-Поволжья в постсоветский период АПН. http://www.apn.ru/publications/article34669.htm дата обращения 24.03. 16
  4. Что такое секта «Нурджулар»? Вопросик. http://voprosik.net/chto-takoe-sekta-nurdzhular/ дата обращения: 24.03..16
  5. Цибенко В.В. Накшбандийский тарикат хакканийа (раббанийа) и неоосманский проект шейха Назима Киприотского // "Исламоведение". - 2014. - №4. - С.96
  6. Якупов В. М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения. Течения, секты.