Из опыта формирования профессиональных компетенций магистрантов

№90-1,

педагогические науки

В статье освещается опыт формирования профессиональных компетенций на примере преподавании учебной дисциплины «Теория и практика обучения информатике» на второй ступени высшего образования с ориентацией на практико-ориентированную подготовку магистрантов. Описано использование методов активного вовлечения обучаемых в учебный процесс, применение структурированных мультимедийных учебных материалов, реализованных в среде дистанционного обучения Moodle на образовательном портале ГрГУ имени Янки Купалы.

Похожие материалы

В последние годы в содержании высшего образования обращается пристальное внимание на организацию и осуществление практико-ориентированной подготовки обучаемых на второй ступени высшего образования [1].

Учебный план специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)» предусматривает изучение учебной дисциплины «Теория и практика обучения информатике». Рабочая программа дисциплины составлена на основании образовательного стандарта высшего образования «Вторая ступень магистратура» ОСВО 1-08 80 02-2012 [2].

Целью дисциплины определено формирование профессиональных компетенций обучающихся в основных сферах профессиональной деятельности магистра (научные исследования и разработки, образование) на основе современных достижений информатики, педагогической науки и практики. Задачи учебной дисциплины: развитие и систематизация теоретических основ изучения и опыта применения информатики в педагогической практике; развитие творческого потенциала магистранта, требуемого для его самообучения, саморазвития и самореализации, расширение теоретические представлений о научных основах курса информатики, в том чисел и методики обучения информатике [3].

Данный курс является развитием учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» первой ступени высшего образования, входит в вариативную часть учебного плана, предваряет изучение курса «Современные информационные технологии в образовании».

Согласно образовательному стандарту специальности у магистрантов должны быть сформированы соответствующие академические, социально-личностные и другие компетенции. Особое внимание мы обращаем на формирование навыков проектирования методической системы обучения в рамках конкретных тем; выбора эффективных методов диагностики навыков и умений обучаемых; применения обучающих и контролирующих систем.

В содержание дисциплины «Теория и практика обучения информатике» в Гродненском университете включены следующие разделы:

  • системно-деятельностный компетентностный подход в современном образовании (особенности компонентов образовательного процесса при компетентностном подходе; результаты обучения);
  • новые образовательные результаты (сущность понятия; конкретизация планируемых образовательных результатов);
  • современная методическая система обучения информатике (понятие методической системы, ее структура; содержание обучения);
  • организация проектной и исследовательской деятельности (учебный проект, особенности учебной исследовательской деятельности);
  • методика формирования ключевых понятий и умений (анализ различных методических подходов; роль межпредметных связей; организация самостоятельной работы).

Практико-ориентированная подготовка магистрантов осуществляется, прежде всего, через формирование умений решать задачи, заимствованные из будущей практической деятельности с использованием современных инновационных образовательных технологий. Этому способствует использование структурированных мультимедийных учебных материалов, направленных на развитие компетенций магистрантов; методов активного вовлечения обучаемых в учебный процесс (активная лекция, перевернутое обучение); адаптивная инфраструктура курса, включающая различные составляющие учебного процесса (информационную, организационную, коммуникационную, технологическую) с широким использованием элементов дистанционного обучения.

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины размещен на образовательном портале Гродненского университета имени Янки Купалы в среде дистанционного обучения Moodle. В теоретическом блоке размещены презентации лекций, дополнительный теоретический материал.

Практический блок курса включает практические задания по темам «Анализ результатов обучения», «Проектирование методической системы», «Разработка системы практических заданий».

Во вспомогательном блоке магистранты размещают результаты своих исследовательских работ, в частности по темам «Измерители результатов обучения» и «Современный урок». Ставится задача разработки системы измерителей результатов обучения: в тестовом файле (имя файла «Измерители_Фамилия.doc») указать название компетенции и описать ее измерители. Цель работы: создание системы измерителей для проверки сформированности одной из личностных компетенций, выбранной каждым магистрантом по своему усмотрению. Библиотека приложения "Оценивание проектов" содержит готовый инструментарий для оценивания в соответствии с целями формирующего оценивания. Задача обучаемых — используя библиотечный инструментарий, создать собственные инструменты для оценивания уровня сформированности компетенций учащихся.

Практическое задание по теме «Современный урок» содержит задание: Подготовить конспект современного компетентностного урока по инновационной схеме, рассмотренной на лекции. Сохранить в текстовом документе "Урок_Фамилия.doc". Ступень школьного образования и конкретную тему урока магистрант выбирает самостоятельно:

При выполнении заданий магистранты широко используют современные информационные технологии для графического представления материалов: инфографику http://easel.ly, http://pictochart.com, http://infogr.am, ментальные карты Mindmeister, Bubl.us, Mind42 и др.

На учебных занятиях практикуются такие приемы представления созданных материалов: проведение фрагмента компетентностного урока, онлайн презентация на совместном ресурсе с последующим комментированием работ. Предусмотрено предварительное консультирование в сервисе Hangouts. Для овладения навыками самостоятельной работы магистрантам предоставляется доступ к онлайн библиотеке в авторской подборке по изучаемым темам и проблемам исследования.

Результаты внедрения предложенных методик в школьную практику магистрантами подтверждают эффективность методик и используемого на учебных занятиях инструментария в учреждениях образования, что проявляется в повышении интереса школьников к информатике, мотивации к учению, расширению области практической значимости учебного предмета, углублению видения межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами. Эти выводы также подтверждаются результатами анкетирования.

Список литературы

  1. Макарова Н.П. О реформировании университетского образования в связи с вхождением Беларуси в Болонский процесс // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 31 мая 2012 г.: в 5 частях. Часть 1; Мин. Образования и науки Рос. Федерации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. 163 с. – С. 75-76.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2012 N 108 «Об утверждении, введении в действие образовательных стандартов высшего образования второй ступени (магистратуры)». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawbelarus.com/016847/1. – Дата доступа: 15.04.2014.
  3. Рабочая программа дисциплины «Теория и методика обучения информатике» для подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре / И.Н. Фалина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/fSH4cP. – Дата доступа: 17.04.2018.