К вопросу о совершенствовании наказания осужденных к лишению свободы несовершеннолетних лиц

№92-1,

юридические науки

В данной статье поднимается на рассмотрение вопрос относительно характеристики лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Вследствие проведенного исследования был выявлен ряд проблемных аспектов, а также для наиболее эффективного проведения воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными к лишению свободы сделаны предложения в целях их устранения.

Похожие материалы

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации предполагает своими целями исправление осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

С точки зрения исправления особая роль отводится такой категории осужденных, как несовершеннолетние. Обосновать данный факт можно поразному: как с позиции необходимости поиска особых подходов к данным лицам в силу особенностей подросткового возраста, так и нюансов порядка и условий отбывания ими наказания.

Иными словами, преступность несовершеннолетних — одна из самых острых и дискуссионных вопросов государства. Следует подчеркнуть, что еще в 1933 году появились первые исправительно-трудовые дома, задачей которых являлась подготовка несовершеннолетних правонарушителей (в возрасте от 15 до 18 лет) к работе на промышленности и в сельском хозяйстве.

Статистика Федеральной службы исполнения наказания России заявляет о том, что по состоянию на 1 мая 2018 год численность осужденных, которые содержатся в воспитательных колониях составляет 1402 несовершеннолетних:1289 несовершеннолетних — мужского пола, 113 несовершеннолетних — женского пола. Если проследить характеристику лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних, то можно сделать вывод, что с каждым годом несовершеннолетних, содержащихся в воспитательной колонии становится меньше. Так, например, за последние пять лет их количество сократилось практически на треть (в 2013 г. — 2021; в 2014 г. — 1822; в 2015 г. –1683; в 2016 г. — 1655). Однако, снижение продиктовано в значительной мере гуманным подходом к назначению наказания несовершеннолетним.

Раннее в распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» предусматривалось преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. 23 сентября 2015 года пенитенциарная система отказалась от указанного значительного преобразования мест лишения свободы для подростков, внеся соответствующие изменения. В новой редакции предусмотрено лишь создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в воспитательных колониях.

Кроме того, очевидно на сегодняшний момент постепенное сокращение количества воспитательных колоний. На 2017 год в Российской Федерации всего 23 воспитательных колоний, 2 которых для девочек. Тогда как еще в 2015 году их общее количество составляло. С одной стороны, сокращение колоний показывает снижение количества несовершеннолетних осужденных к лишению свободы (об этом мы уже писали выше), с другой стороны — появляется проблема, связанная с потерей социальной связи несовершеннолетних, так как указанная категория осужденных находится далеко от своего дома и от семьи. У родителей отсутствует возможность посещать своих детей, содержащихся в воспитательных колониях, так как они находятся в сотнях километрах от дома.

Еще в 1992 году Главное управление исполнения наказания рекомендовало всем структурам создать воспитательные колонии в каждом субъекте федерации. Реализация такой системы позволила бы несовершеннолетним сохранить социальные связи, на что неоднократно обращалось внимание, как учеными, так и практиками. Однако, как мы проиллюстрировали, на сегодняшний день ситуация в рассматриваемой сфере совершенно противоположная.

Так же существенной проблемой является снижение максимально-допустимого возраста оставления в колонии с 21 года до 19 лет. Согласно ч. 1 ст. 139 УИК РФ, в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего общего образования или профессионального обучения осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет. Таким образом, у многих подростков пропала возможность выйти на свободу из воспитательной колонии, что является нарушением принципа отбывания осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении. По данным ФСИН России на начало 2018 года в воспитательных колониях от 18 до 19 лет находилось 346 осужденных (24,8% от общего наполнения).

В соответствии с ч. 1 ст. 81 УИК РФ, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения. Этот принцип имеет большое значение в воспитании осужденного, так как изучение личности и применение средств исправления требует значительного времени. Конечно, можно констатировать, что безусловное применение указанного принципа противоречит и нарушает принцип раздельного содержания несовершеннолетних и взрослых осужденных. Однако в данном случае предпочтение все же должно отдаваться принципу отбывания осужденных к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении, так как иначе прервется воспитательный процесс, что является важным аспектом в исправлении осужденного.

Резюмируя вышеизложенное, предлагаем пути решения обозначенных проблем. Так, на наш взгляд, необходимо пересмотреть политику в отношении уменьшения количества воспитательных колоний и пойти по пути создания воспитательных колоний (возможно в виде изолированных участков) в каждом субъекте Российской Федерации, что позволит сохранить социально полезные связи, а также повысить эффективность воспитательной работы в отношении несовершеннолетних.

Кроме того, внести изменения в ч. 1 ст. 139 УИК РФ, а именно вернуть максимально допустимый возраст оставления в воспитательной колонии осужденного до достижения 21 года.

Таким образом, в заключении констатируем тот факт, что определение наиболее эффективных мер по борьбе с преступность несовершеннолетних остается одной из самых дискуссионных проблем, решение которых позволит наиболее эффективно достигнуть цели исправления несовершеннолетних преступников.

Список литературы

  1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198; – 2017. – 52 (Часть I). – Ст. 7933.
  2. Репьева, А.М. Особенности воздействия на несовершеннолетнего преступника в местах лишения свободы [Текст] / А.М. Репьева // Уголовная юстиция. – 2017. – № 9. – С. 61- 65.
  3. Славко, А.А. Детские колонии для несовершеннолетних правона-рушителей в России в 1933-1952 годы [Текст] / А.А. Славко // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – № 7. – С. 62-65.
  4. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Xarka%20v%20VK/ (дата обращения: 25.04.2018).
  5. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий-ской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. от 23.09.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2010. –№ 43. – Ст. 5544; – 2015. – № 40. – Ст. 5581.
  6. О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряже-ние Правительства РФ от 23.09.2015 № 1877- р // Собрание законодатель-ства РФ. – 2015. – № 40. – Ст. 5581.
  7. Ощепков, А.Л. Некоторые дискуссионные вопросы преобразова-ния воспитательных колоний в воспитательные центры для несовершенно-летних правонарушителей [Текст] / А.Л. Ощепков // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 43. – С. 61.