Роль маркетинга в деятельности организации

NovaInfo 46, с.136-139, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 93
CC BY-NC

Аннотация

Маркетинг – система хозяйствования, которая ориентирована на рынок, изучение потребительских запросов и интересов. Поэтому в статье рассматриваются основные функции и виды маркетинга, а также место и роль маркетинга в деятельности любого предприятия.

Ключевые слова

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЕ, МАРКЕТИНГ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Текст научной работы

В современном мире открытие собственного дела требует наличия идей, которые имели бы успех, а не только большое количество денежных средств. Исходя из этого, маркетинг – это система взглядов или специфическое мировоззрение, связанное с получением прибыли посредством удовлетворения потребностей людей. Маркетинговая деятельность охватывает разработку маркетинговой концепции, а так же ценообразование, продвижение продукции на рынок и ее сбыт.

Первый шаг при планировании маркетинговой деятельности является разработка стратегии маркетинга, которая представляет собой общий план деятельности для какого-либо товара. В первом этапе разработки стратегии необходимо выявить группы потребителей, на запросы которых фирма будет ориентироваться в своей деятельности. Ко второму шагу относится решение о сочетании элементов, которые важно использовать в маркетинговой программе, чтобы достичь максимальную эффективность.

Опираясь на множество маркетинговых исследований, компании могут варьировать свою деятельность. Такие исследования проводят с целью анализа интересов потребителей для улучшения продукции на рынке. Так же можно проводить маркетинговые исследования для того, чтобы узнать конкурентов в лицо и об их успехах на рынке.

Существует два вида маркетинговых исследований:

  1. Кабинетное исследование – проводится на основе вторичных данных, которые можно найти в официальных источниках, публикациях государственной статистики и т.д. С помощью данного метода можно получить общее представление о тенденциях рынка и действиях конкурентов.
  2. Полевые методы – данные методы используют для более глубокого анализа. Их подразделяют на количественные и качественные, однако все они связаны с общением с потенциальными потребителями (опрос, интервью, анкетирование).

Наиболее важным объектом маркетингового исследования является рынок – совокупность существующих или потенциальных покупателей товара, система экономических отношений купли-продажи товаров, при которых формируется цена товара, а так же спрос и предложение.

Маркетинговая деятельность предприятия состоит в изучении рынка для выявления существующей и прогнозной величины спроса для разработки конкретных программ, цель которых заключается в укреплении позиций организации на рынке, увеличении продаж и получении прибыли. Таким образом, маркетинг на любом предприятии является своеобразным мозговым центром, который выполняет следующие функции:

  1. Аналитическая функция: комплексное исследование рынка (изучение товара, потребителя, деятельность конкурентов и т.д.), анализ внутренней среды фирмы (анализ производственно-сбытовой деятельности, анализ издержек и прибыли, исследование кадрового состава и т.д.).
  2. Производственная функция: организация производства новых товаров, разработка новых технологий, управление качеством и конкурентоспособностью продукции.
  3. Сбытовая функция: организация системы товародвижения, организация сервиса.
  4. Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии, информационное обеспечение управления маркетингом, организация контроля маркетинга.

При выборе стратегии маркетинга руководство множества организаций исходит из того, что потребности потребителей разнообразны и сильно различаются между собой, следовательно, невозможно создать единый универсальный продукт, который бы удовлетворял всех покупателей сразу. Для того, чтобы маркетинговая деятельность организации была эффективной, а также способствовала достижению конечной цели, специалисты по маркетингу сначала проводят анализ рыночных возможностей фирмы, а затем сегментируют рынок по ряду критериев, при этом оценивают и выбирают наиболее привлекательные рыночные сегменты. Затем принимают решение, благодаря каким характеристикам продукт сумеет завоевать свое отличительное место на рынке, то есть вырабатывают стратегию позиционирования и воплощают ее в комплексе маркетинга.

В эволюции маркетинга выделяется три основных этапа:

  1. Массовый маркетинг – при данном виде маркетинга продавец занимается массовым производством и массовым распределением, а так же массовым стимулированием сбыта одних и тех же товаров для всех потребителей;
  2. Товарно-дифференцированный маркетинг – в данном случае продавец производит два или более товаров, которые обладают разными свойствами;
  3. Целевой маркетинг – при этом виде маркетинге продавец разграничивает сегменты рынка, выбирает из них один или более, и разрабатывает товары и комплекс маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов.

Важной первоначальной задачей маркетологов является выявление тех товаров и услуг, которые будут привлекать покупателей. Далее производитель должен определиться с тем, какую цену устанавливать на эти товары и услуги. Затем определяются: места продаж, различные каналы сбыта, так же формирование благоприятного общественного мнения и другие приемы стимулирования сбыта и продажи товаров и услуг.

Выделяются три основных этапа процесса планирования маркетинга:

  1. Анализ внешней среды. Внешняя среда включает в себя экономические, культурные, различные социальные факторы, а так же технологию, конкуренцию и природную среду.
  2. Определение целей маркетинга. К главной целью маркетинга относится увеличение объема продаж определенной продукции.
  3. Оценка внутренних ресурсов. Для того, чтобы осуществлять свою деятельность организации потребуются различные ресурсы, такие как: финансовые, производственные, трудовые. Именно от них зависят издержки производства.

Для повышения эффективности маркетинговой деятельности, предприятие проводит различные маркетинговые исследования, которые включают в себя пять основных этапов:

  • выявляет проблемы и формулирует цели маркетингового исследования;
  • отбирает источники информации;
  • собирает исходные данные;
  • анализирует полученную информацию;
  • представляет проанализированные данные, вырабатывает рекомендации.

С помощью профессиональных маркетинговых исследований и правильного применения их на практике предприятия могут значительно повысить свою прибыльность, а так же и эффективность.

В настоящее время постоянно увеличивается населения, соответственно количество продавцов и покупателей становится больше, и все сложнее становиться отыскать друг друга. В этом им помогает тактика продвижения – важная составляющая маркетинговой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль маркетинга состоит в комплексном изучении рынка для того, чтобы выявить существующую и прогнозируемую величину спроса для разработки конкретных программ, адресованных целевым рыночным сегментам. Их цель заключается в укреплении позиций организации на рынке, увеличении продаж, и, следовательно, обеспечении заданной величины прибыли.

Читайте также

Список литературы

  1. Агаларова Е.Г., Косинова Е.А Роль маркетинговой парадигмы в функционировании современной организации. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-2. С. 274-275.
  2. Блинова Ю.Ю., Косинова Е.А. Актуальные проблемы социально-экономического развития СКФО. Сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции СтГАУ. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 10-14
  3. Экономика организаций: практикум. Рыбасова Ю.В, Чередниченко О.А., Леднева Ю.А., Ставрополь, 2015
  4. Экономика организаций. Кусакина О.Н., Чередниченко О.А., Куренная В.В., Аливанова С.В., Гунько ЮА.,Агаларова Е.Г., Косинова Е.А. – Учебник. Ставрополь, 2015.
  5. Бебрис, А.О. Успешный маркетинговый подход как основа выбора инновационной стратегии развития компании / А. О. Бебрис // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - № 10-1. – С. 159 – 161.
  6. Решетько, Н. И., Каптюхин, Р. В., Алдатова, Д. Ч. Место и роль маркетинга в деятельности предприятия / Н. И. Решетько, Р. В. Каптюхин, Д. Ч. Алдатова // Молодой ученый. – 2014. - № 6.2. – С. 44-47.

Цитировать

Ена, М.А. Роль маркетинга в деятельности организации / М.А. Ена, Е.А. Косинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 136-139. — URL: https://novainfo.ru/article/6361 (дата обращения: 25.05.2022).

Поделиться