Передвижная станция для замены технических жидкостей и смазок пожарных автомобилей

№93-1,

технические науки

При поведении технического обслуживания пожарной техники одной из главных операций является замена отработанных технических жидкостей. В данной статье предлагается организовать передвижную станцию по сбору и замене смазочных материалов пожарной техники в пожарно-спасательных частях.

Похожие материалы

Эксплуатация любых машин и механизмов невозможна без применения смазочных материалов. Многоцелевые пожарные средства не являются исключением. При эксплуатации многоцелевых пожарных средств создаются неблагоприятные условия, резко снижающие их надежность и долговечность. Одним из направлений, обеспечивающих постоянную боевую готовность пожарной техники, является ее техническое обслуживание (ТО). ТО пожарной техники имеет определенную периодичность в зависимости от условий и интенсивности работы [1].

Определенный вид ТО включает в себя определенный набор операций, обеспечивающий проведение полного комплекса мероприятий для поддержания узлов и агрегатов в рабочем состоянии. Особое внимание при проведении операций ТО уделяется контролю, пополнению и замене технических жидкостей и смазок [1]. Например, контроль за уровнем масла в основных агрегатах пожарной техники проводится ежедневно. При проведении первого технического обслуживания проверяют и по необходимости пополняют не только масло в двигателе сгорания, но и в других узлах трения автомобиля в соответствии с картой смазки. Мероприятия по замене смазочных материалов предусмотрены при проведении ТО-2. При проведении сезонного технического обслуживания пожарной техники проводится замена смазочных материалов в соответствии с картой смазки и условиями эксплуатации.

В настоящее время для проведения операций по замене масел и смазок существует большое количество специализированного оборудования. Однако использование такого оборудования в пожарно-спасательных частях не значительно. В основном для сбора отработанного масла используют подручную тару, что в свою очередь приводит к значительным потерям «отработки» и загрязнению окружающей среды. Кроме этого отсутствие специализированного оборудования снижает качество проведения операций по сливу и замене отработанного масла, что в результате влияет на долговечность работы агрегата в целом [2].

Для повышения качества проведения смазочных работ при техническом обслуживании пожарной техники, снижения потерь смазочного материала и уменьшения загрязнения окружающей среды предлагается разработать передвижной пост по сбору и замене отработанных технических жидкостей из агрегатов пожарной техники, непосредственно в пожарно-спасательных частях. Анализ существующего оборудования показал его узкую специализацию на конкретный вид работ под конкретный вид смазочного материала. Поэтому для технического обслуживания многоцелевых пожарных средств пожарные части должны иметь определенный набор оборудования, что влечет за собой определенные финансовые затраты с большим сроком окупаемости.

Для проведения комплекса работ по смазке и замене технических жидкостей и смазок в пожарных автомобилях и оборудовании предлагается использовать передвижную станцию, оснащенную необходимым оборудованием. Это обеспечит проведение качественных мероприятий по замене отработанных смазочных материалов в узлах и агрегатах пожарной техники, что повлечет за собой значительное продление срока службы узлов трения, обеспечит необходимую надежность и долговечность техники в целом.

В настоящее время используют два способа замены масла в агрегатах машин [3]. Первый способ — слив отработанного масла через сливные отверстия и заправка чистым маслом через заливное отверстие или горловину. Второй способ — экспресс замена, путем вакуумного отсоса.

Анализируя способы и оборудование для слива отработанного масла из агрегатов пожарной техники, можно сделать вывод, что для каждой конкретной пожарно-спасательной части можно подобрать нужный вариант.

Следующая операция по замене отработанного масла после его слива, является заправка агрегатов машин и механизмом чистым смазочным материалом. Для этих целей в настоящее время используют несколько способов. Самый распространенный из них, это залив масла из канистр в агрегаты машин через заливные отверстия. Однако не во всех случаях возможно применение такого способа. Поэтому возникает необходимость применения специальных устройств.

Отечественная и зарубежная промышленность выпускает большое количество устройств для заправки агрегатов машин и механизмов жидкими и пластичными смазочными материалами. Основной принцип их работы основан на подаче смазочного материала под давлением в места смазки. К таким устройствам можно отнести различные солидол нагнетатели и установки по раздаче жидких масел.

Перечисленные выше комплекты и устройства для раздачи пластичных и жидких смазочных материалов предназначены для различного рода мастерских, ремонтных участков и автомобильных сервисов. Однако существуют и мобильные маслозаправочные станции на базе грузовых автомобилей, осуществляющие проведение смазочных работ в местах базирования техники.

Проведенный обзор показал, что существующее оборудование дает возможность проведения качественных работ по замене смазочных материалов в узлах и агрегатах пожарной техники. Однако укомплектование каждой пожарно-спасательной части таким оборудованием или приобретение специализированного автомобиля повлечет за собой значительные финансовые затраты [4]. Сократить затраты, на наш взгляд, позволит разработка прицепной маслозаправочной станции. В этом случае основные финансовые вложения потребуются на приобретение прицепа и оборудования для слива отработанного масла и заправки чистого масла. При этом оборудование выбирается с учетом количества обслуживаемой техники, что исключает не обоснованное приобретение дорогостоящих комплексов и установок.

Разрабатываемую передвижную станцию предлагается оснастить следующим оборудованием:

  1. Установка для слива масла TEMP TOC-365. Предназначена для слива и откачки отработанного масла и любых других технических жидкостей автомобиля. Имеет комплект универсальных щупов (зондов) подходящих для работы с любыми автомобилями;
  2. Мобильная тележка с пневматическим насосом и раздаточным пистолетом для бочек 180-220 кг;
  3. Бензиновый генератор;
  4. Компрессор;
  5. Набор ключей для сливных пробок;
  6. Набор специальных ключей для масленых фильтров.

Указанное выше оборудование предлагается расположить на двухосном автомобильном прицепе грузоподъемностью 1500 кг с размером кузова 3,6х1,6 м и высотой борта 510 мм. Прицеп необходимо укомплектовать жестким верхом с распашными боковыми бортами. Для облегчения погрузки — разгрузки бочек с маслом, прицеп оснащается краном укосиной с грузоподъемностью 500 кг. Для расположения необходимого оборудования в кузове передвижной мастерской предусмотрены стеллаж, рундук и ящики. Для правильного их расположения и с целью удобства функционирования проведена графическая компоновка передвижной станции, представленная на рисунке 1, 2.

Рисунок 1. Графическая компоновка кузова передвижной станции

Модель прицепной станции для замены технических жидкостей и смазок пожарных автомобилей
Рисунок 2. Модель прицепной станции для замены технических жидкостей и смазок пожарных автомобилей

Разрабатываемую передвижную станцию предлагается использовать для проведения замены масел и смазок техники и оборудования, стоящего на вооружении в пожарных частях определенного отряда. Необходимость использования такого вида станции обусловлена количеством подвижного состава в пожарных частях, а также удаленным расположением частей от специализированных ремонтных мастерских. В зависимости от этих параметров можно определить востребованность и загруженность передвижной станции. При ее наличии снимается необходимость перегонять пожарные автомобили из частей в ремонтные мастерские, тем самым снижая затраты на топливные материалы. При этом проведение замены масел будет проходить более качественно, исключая нежелательные проливы и значительно облегчая операции проведения самой замены.

Список литературы

  1. Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России».
  2. Курчаткин В.В. Надежность и ремонт машин. – М.: Колос, 2009. – 776 с.
  3. Грибков В.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудованию для ТО и ТР автомобилей. – М.: Россельхозиздат, 2008. – 223 с.
  4. Зарубин В.П., Сычев С.А. Возможность использования передвижной мастерской для проведения технического обслуживания и ремонта пожарной техники / Надежность и долговечность машин и механизмов: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново, 2017. – С. 240-243.