Музыка на уроках русского языка в начальной школе

№95-1,

педагогические науки

В данной статье речь идет о роли музыки на уроках русского языка в начальной школе, приводятся рекомендации для учителей начальных классов по использованию музыкальных произведений на уроке при написании сочинения.

Похожие материалы

На уроке русского языка можно достаточно успешно решать вопросы эстетического воспитания младших школьников. Использование произведений искусства расширяет границы урока, позволяет научить школьников «переводить» язык живописи и музыки на свой язык, выражать на вербальном уровне эстетическое восприятие мира.

Важную роль в эстетическом воспитании играет реализация связей между русским языком и музыкой.

Использование музыки на уроках русского языка дает возможность актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Как известно, развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, так как искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, творческую фантазию, воображение.

Музыка, развитие воображения и фантазия тесно взаимосвязаны. Об этом писал В.А. Сухомлинский: «Музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество, — такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума» [3].

В начальной школе нужно разрабатывать систему уроков по развитию связной речи с использованием музыкальных произведений с учетом программы по развитию речи и по музыке.

Программа по музыке дает возможность применять музыку на уроках развития речи и на уроках по изучению других разделов курса русского языка.

Для того, чтобы хорошо подготовиться к написанию сочинения (по развитию речи), используются небольшие тексты, проводится подготовительная работа. Также в этом определенную помощь оказывает и музыкальный образ.

Таким образом, музыка может сыграть роль эмоционального стимула в работе, способствовать выражению чувств, оценки [1].

Звучащее музыкальное произведение улучшает атмосферу занятия, повышает интерес младших школьников к предмету речи, оказывает общее педагогическое воздействие, которое проявляется в готовности класса идти на контакт с учителем, в желании отвечать на вопросы, оценивать ответы одноклассников.

Музыкальное произведение, которое звучит на уроке, играет роль также в развитии речевых способностей учеников, увеличивает интенсивность речевого потока у учащихся.

Такие приемы в обучении дают возможность выявить творческое умение воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка.

Возможно, сочинения на основе музыкальных впечатлений немного сложнее, так как после прослушивания музыки, школьникам необходимо сочинить словесный текст.

Конечно, не все учащиеся могут ярко описать музыкальные образы. Такая способность зависит от общего уровня развития речи ребенка и от того, как часто ребенок общается с музыкой.

Преподаватель должен помочь учащимся правильно выразить свои мысли и чувства в письменной или в устной форме. Например, это можно сделать на основе таких рекомендаций:

  • я понимаю, что бывает нелегко начать текст, поэтому предлагаю начать с фразы: Когда звучит музыка, я попадаю (вижу, мысленно переношусь) …

Давайте договоримся, что вы используете ее только в том случае, если сами не знаете как начать по-своему.

  • пофантазируйте — данный глагол активизирует воображение школьников.

Данные рекомендации можно использовать на начальных этапах работы с музыкальным произведением как источником детской речи.

Младшим школьникам нужно несколько раз включать музыкальное произведение. Это позволит усилить детские впечатления и чувства, облегчит подготовительный этап написания сочинения [2].

Таким образом, музыкальное произведение, которое звучит на занятии, дает возможность облегчить поиск языковых средств, передающих впечатления и эмоции, активизировать чувства, обогащать оценочными словами лексикон младших школьников.

Также на таких занятиях воспитываются внимательные слушатели и ценители музыки.

Данный вид работы на уроке направлен на решение такой проблемы, как формирование всесторонне развитой личности.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка (конец Х – начало XX вв.). – М.: Наука, 1969. – 392 с.
  2. Баранов М.Т. Повышение эффективности словарной работы // Пути совершенствования преподавания русского языка в V-VI классах. – М., 1962. – С.160-167.
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании.– 1973. – С. 157-173.