В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1].
Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[1]. Признаком банкротства юридического лица считается неспособность платить по долгам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом. Продолжительный период неплатежеспособности является следствием неудовлетворительного состояния бизнеса в целом. Проблемы в деятельности предприятия являются результатом взаимодействия многих внешних и внутренних факторов. Предприятия, не прогнозирующие изменений внешней среды, прежде всего научно-технических, не имеющие обоснованной стратегии развития, подвержены риску банкротства в связи с потерей конкурентоспособности товара. Причиной банкротства может быть неэффективное управление, отсутствие маркетинговой стратегии, ошибки в формировании капитала, осуществление рискованных операций. В конечном счете производственные и коммерческие, управленческие просчеты приводят к финансовым затруднениям: нарушению финансовой устойчивости предприятия, существенной несбалансированности денежных потоков в течение продолжительного периода, низкой ликвидности активов.[6]
Отдельные аспекты проблемы несостоятельности в макроэкономическом плане и антикризисного управления на уровне предприятий рассмотрены в работах российских ученых, в частности, Гаффарова Р.Д., Ефимова О.Н., Шариповой Г.Р. [6; 7; 8]. В данной работе мы не ставим себе задачу анализа причин банкротств, а ограничиваемся анализом его динамики, но несомненно, что одним из инструментов регулирования и защиты от кризисных явлений в экономике является страхование [9; 10].
Рассмотрим статистику банкротств В Российской Федерации с 2005 по 2015 гг. (таблица 1).
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ — ВСЕГО | 2681973 | 3249667 | 3529246 | 3931599 | 4184703 | 4469623 | 4555848 | 4555490 | 4607130 | 4643414 | 4824123 |
Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством | 114886 | 135419 | 128271 | 145508 | 155593 | 170908 | 182239 | 191519 | 200863 | 210146 | 220667 |
Доля обанкротившихся юридических лиц, % | 4,3 | 4,2 | 3,6 | 3,7 | 3,7 | 3,8 | 4,0 | 4,2 | 4,4 | 4,5 | 4,6 |
Количество коммерческих организации, всего | 2012425 | 2521372 | 2916063 | 3281922 | 3508308 | 3777846 | 3861345 | 3872367 | 3931589 | 3974474 | 4153891 |
Количество обанкротившихся коммерческих организаций, всего | 103251 | 122855 | 125498 | 142171 | 151938 | 166906 | 178052 | 187096 | 193371 | 202510 | 212946 |
Доля обанкротившихся коммерческих организаций, % | 5,1 | 4,9 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,4 | 4,6 | 4,8 | 4,9 | 5,1 | 5,1 |
Полные товарищества | 522 | 544 | 495 | 488 | 464 | 441 | 388 | 358 | 331 | 300 | 270 |
Обанкротившиеся полные товарищества | 79 | 87 | 58 | 61 | 68 | 70 | 71 | 72 | 75 | 76 | 79 |
Доля обанкротившихся полных товариществ, % | 15,1 | 16,0 | 11,7 | 12,5 | 14,7 | 15,9 | 18,3 | 20,1 | 22,7 | 25,3 | 29,3 |
Товарищества на вере | 742 | 787 | 721 | 701 | 676 | 647 | 595 | 536 | 503 | 500 | 481 |
Обанкротившиеся товарищества на вере | 39 | 56 | 80 | 104 | 120 | 131 | 134 | 138 | 146 | 147 | 154 |
Доля обанкротившихся товариществ на вере, % | 5,3 | 7,1 | 11,1 | 14,8 | 17,8 | 20,2 | 22,5 | 25,7 | 29,0 | 29,4 | 32,0 |
Общества с ограниченной ответственностью | 1668814 | 2163430 | 2504598 | 2921628 | 3170099 | 3457816 | 3573406 | 3613758 | 3688064 | 3759834 | 3961623 |
Обанкротившиеся общества с ограниченной ответственностью | 34834 | 43152 | 55740 | 64427 | 70204 | 79251 | 86826 | 94341 | 123175 | 130 439 | 138898 |
Доля обанкротившихся обществ с ограниченной ответственностью,% | 2,1 | 2,0 | 2,2 | 2,2 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,6 | 3,3 | 3,5 | 3,5 |
акционерные общества (открытые, закрытые) | 185 361 | 195 348 | 191 617 | 195 769 | 196 096 | 194 239 | 184 116 | 172 249 | 1 156 | 1 048 | 804 |
Обанкротившиеся акционерные общества (открытые, закрытые) | 11830 | 15611 | 18401 | 20795 | 22170 | 24111 | 25501 | 26948 | 97 | 99 | 90 |
Доля обанкротившихся акционерных обществ,% | 6,4 | 8,0 | 9,6 | 10,6 | 11,3 | 12,4 | 13,9 | 15,6 | 8,4 | 9,4 | 11,2 |
Производственные кооперативы | 26 177 | 26 967 | 24 393 | 23 474 | 22 762 | 21 416 | 19 464 | 18 181 | 164 307 | 145 100 | 127208 |
Обанкротившиеся производственные кооперативы | 4705 | 6029 | 7 017 | 8510 | 9273 | 10671 | 11352 | 11640 | 35773 | 36 835 | 38 088 |
Доля обанкротившихся производственных кооперативов | 18,0 | 22,4 | 28,8 | 36,3 | 40,7 | 49,8 | 58,3 | 64,0 | 21,8 | 25,4 | 29,9 |
Унитарные предприятия | 14 468 | 14 391 | 13 163 | 14 587 | 13 963 | 12 648 | 11 991 | 11 293 | 31 820 | 28 783 | 23102 |
Обанкротившиеся унитарные предприятия | 1045 | 1630 | 2 283 | 3095 | 3637 | 4441 | 5028 | 5557 | 15600 | 15 838 | 16 047 |
Доля обанкротившихся унитарных предприятий, % | 7,2 | 11,3 | 17,3 | 21,2 | 26,0 | 35,1 | 41,9 | 49,2 | 49,0 | 55,0 | 69,5 |
Прочие коммерческие организации | 116 341 | 119 905 | 181 076 | 125 275 | 104 248 | 90 639 | 71 385 | 55 992 | 25 652 | 24 113 | 23485 |
Обанкротившиеся прочие коммерческие организации | 50719 | 56290 | 41919 | 45179 | 46466 | 48231 | 49140 | 48400 | 16517 | 16 994 | 17 477 |
Доля обанкротившихся прочих коммерческих организаций | 43,6 | 46,9 | 23,1 | 36,1 | 44,6 | 53,2 | 68,8 | 86,4 | 64,4 | 70,5 | 74,4 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что в 2007 г. доля обанкротившихся юридических лиц составила — 3,6%, что в анализируемом периоде является минимальным показателем, а в 2015 г. этот показательно увеличился на 1,0%. За период с 2014 — 2015 гг. доля обанкротившихся коммерческих организаций не изменилась и составляет — 5,1%. Значительное изменение показателя обанкротившихся полных товариществ наблюдается в сравнении 2007 г. (11,7%) с 2015 (29,3%). Что касается показателя обанкротившихся товариществ на вере, то за анализируемый период наблюдается значительное сокращение числа товариществ, а именно практически в 6 раз. Доля обанкротившихся унитарных предприятий так же имеет тенденцию к увеличению. Число обанкротившихся прочих коммерческих организаций в 2007 году составило 41919, что на 51,3% меньше показателя 2015 г.
Для наглядности представим таблицу 1 и результаты ее анализа на рисунке 1.

По приведенному анализу можно сделать вывод, что динамика роста наблюдается в в 2008 г. 3,7% доля обанкротившихся юридичесикх лиц. В 2009 г . — это значение остается неизменным. В 2015 г. доля обакротившихся — 4,6%, т.е. 220667 юридических лиц.
Большой интерес представляет динамика банкротств в разрезе субъектов Российской Федерации. Для примера приведем эту информацию в таблице 2.
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Приволжский Федеральный Округ | |||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ — ВСЕГО | 475 603 | 255722 | 586310 | 641533 | 676470 | 704862 | 696834 | 704998 | 734469 | 747859 | 782921 |
Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством | 24209 | 28909 | 28914 | 35228 | 38135 | 42112 | 45403 | 48075 | 50202 | 52207 | 54307 |
Доля обанкротившихся юридических лиц, % | 5,1 | 11,3 | 4,9 | 5,5 | 5,6 | 6,0 | 6,5 | 6,8 | 6,8 | 7,0 | 6,9 |
Республика Башкортостан | |||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ — ВСЕГО | 55991 | 65 122 | 68096 | 72738 | 76435 | 79148 | 78621 | 82459 | 87887 | 86277 | 87495 |
Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством | 3860 | 4693 | 5113 | 6827 | 7192 | 7898 | 8502 | 9023 | 9391 | 9667 | 9897 |
Доля обанкротившихся юридических лиц, % | 6,9 | 7,2 | 7,5 | 9,4 | 9,4 | 10,0 | 10,8 | 10,9 | 10,7 | 11,2 | 11,3 |
Республика Татарстан | |||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ — ВСЕГО | 59900 | 36445 | 77541 | 84786 | 90075 | 95196 | 98413 | 102985 | 109653 | 114429 | 121766 |
Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством | 918 | 1208 | 2431 | 3186 | 3526 | 4161 | 4467 | 4799 | 5081 | 5342 | 5597 |
Доля обанкротившихся юридических лиц, % | 1,5 | 3,3 | 3,1 | 3,8 | 3,9 | 4,4 | 4,5 | 4,7 | 4,6 | 4,7 | 4,6 |
Свердловская область | |||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ — ВСЕГО | 94347 | 119288 | 132214 | 152264 | 167514 | 183084 | 192363 | 180416 | 165871 | 165114 | 170171 |
Количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с банкротством | 3674 | 4100 | 4020 | 3779 | 3923 | 4208 | 4439 | 4715 | 5002 | 5245 | 5505 |
Доля обанкротившихся юридических лиц, % | 3,9 | 3,4 | 3,0 | 2,5 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,6 | 3,0 | 3,2 | 3,2 |
Челябинская область | |||||||||||
Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ — ВСЕГО | 57921 | 69276 | 77708 | 88058 | 94315 | 101480 | 102402 | 101780 | 106048 | 106203 | 111570 |
Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством | 1497 | 1908 | 1423 | 2072 | 3112 | 3599 | 3886 | 4309 | 4545 | 4855 | 5180 |
Доля обанкротившихся юридических лиц, % | 2,6 | 2,8 | 1,8 | 2,4 | 3,3 | 3,5 | 3,8 | 4,2 | 4,3 | 4,6 | 4,6 |
Число предприятий-банкротов по ПФО с 2005 по 2015 гг. выросло в 2 раза. В Республике Татарстан число банкротов в 2005 году был значительно меньше по сравнению с другими регионами (918 банкротов), но к 2015 году рост составил более чем в 5 раз (5597 банкротств), по абсолютному количеству несостоятельных организаций Татарстан остается одним из благополучных регионов ПФР. В Челябинской области число несостоятельных организаций с 2005 по 2015 гг. изменилось в 5 раз (2005г. — 1497 банкротов, 2015г. — 5180). Свердловская область отличается количеством несостоятельных ЮЛ по сравнению с анализируемыми субъектами. В 2005г.- 3674, в 2015г.- 5505 [4].
Отдельно рассмотрим динамику количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с банкротством в Республике Башкортостан (рисунок 2).

Динамика банкротств в Республике Башкортостан выглядит следующим образом. Рост числа банкротств в республике за 10 лет составил чуть менее 3 раз (2005г. — 3860, 2015г. — 9897 банкротов), значительный рост числа несостоятельных юрлиц наблюдается в 2008г. — 6827, в 2015 г. — 9897. С 2005г. по 2015 г. число юридических лиц-банкротов варьируется от 200 до 300 банкротов в год.
Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства. Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство — действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение — одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве). Законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника — от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение[2]. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства [5].
В целом картина рассматриваемых дел арбитражными судами выглядит следующим образом (таблица 3).
2010 | 2011 | -+ к 2010 | 2012 | -+ к 2011 | 2013 | - + к 2012 | |
Поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) Из них | 40243 | 33385 | -17,0% | 40864 | 22,4% | 31921 | -21,9% |
Принято к производству | 33270 | 27422 | -17,6% | 33226 | 21,2% | 27351 | -17,7% |
Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления, из них | 91 | 94 | 3,3% | 92 | -2,1% | 67 | -27,2% |
Прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности | 6 6,6% | 7 7,4% | 3 3,3% | 4 6,0% | |||
Количество дел по которым проводилась процедура внешнего управления | 908 | 986 | 8,6% | 922 | -6,5% | 803 | -12,9% |
Прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности | 14 1,5% | 13 1,3% | 25 2,7% | 15 1,9% | |||
Принято решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства | 16009 | 12794 | -20,1% | 14072 | 10% | 13144 | -6,6% |
Государственных унитарных предприятий | 109 | 83 | 76 | -8,4% | 51 | -32,9% | |
Муниципальных унитарных предприятий | 399 | 302 | 310 | 2,6% | 232 | -25,2% |
Во-первых, необходимо отметить значительное снижение числа обращений в суд заявлением о банкротстве в 2011 г. на 17% по отношению к предыдущему году. Но в 2012 г. это число возросло на 22,4% по отношению к 2012г. Резкий спад наблюдается в 2013г., число заявлений о банкротстве снизилось на 21,9%.
Необходимо отметить сохранение значительного воздействия мер государственной политики на динамику банкротств. Регулирование деятельности налоговых органов в сфере признания должников банкротами играют немаловажное значение [3].
Динамика прекращения производства по делам о банкротстве представлена в табл. 4.
2010 | 2011 | -+к 2010 | 2012 | -+ к 2011 | 2013 | -+ к 2012 | |
Завершено производство по делам о несостоятельности (банкротстве) | 31195 | 26132 | -16,2% | 30159 | 15,4% | 23721 | -21,3% |
В том числе | |||||||
Завершено конкурсное производство | 13268 | 11863 | -10,6% | 12869 | 8,5% | 10877 | -15,5% |
Отказано в признании должника банкротом | 702 | 1220 | 73,8% | 1498 | 22,8% | 633 | -57,7% |
Прекращено производство по делу в связи с утверждением мирового соглашения | 255 | 376 | 563 | 585 | 3,9% | ||
% к количеству дел, по которым завершено производство | 0,8% | 1,4% | 1,9% | 2,5% | |||
Рассмотрено заявлений, разногласий, жалоб, ходатайств в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) | 232846 | 204753 | -12,1% | 239498 | 17,0% | 228023 | -4,8% |
Спад количества дел о банкротстве наблюдается в 2011 г. на 16,2% по отношению к предыдущему году. В 2013 г. так же наблюдается снижение на 21,3% по отношению к предыдущему году, в 2012 г. количество завершенных дел о несостоятельности составил 30159 (рост на 15,4% по отношению к 2011г.) [3].
Сопровождение банкротства — процесс сложный, требующий глубоких знаний вопроса как с юридической, так и с экономической точки зрения. Все стадии процедуры банкротства имеют свои «подводные камни», тонкости и нюансы. Процесс признания лица несостоятельным достаточно сложен как с правовой точки зрения, так и с моральной. Поэтому, чтобы не наделать большое количество ошибок, рекомендуется обращаться к специализированным фирмам или компаниям. Они имеют достаточный опыт сделок в этой сфере и смогут помочь обратить заведомо проигрышный вариант в хорошие перспективы или же сгладить последствия.