Понятие «Дом» как предметный код культуры

№95-1,

филологические науки

В наше время лингвисты уделяют огромное внимание исследованию культурного феномена, одной из сторон которой является культурное пространство. В рамках этого понятия мы рассмотрим предметный код культуры. Понятие "Дом" в данной статье наглядно отражает сущность предметного кода и его отражение в культуре народов.

Похожие материалы

В наше время лингвисты уделяют огромное внимание исследованию культурного феномена, одной из сторон которой является культурное пространство. В рамках этого понятия мы рассмотрим предметный код культуры.

Прежде чем мы рассмотрим данное понятие, обратимся к термину «культура» и его значению. У каждого человека есть свое понимание данного термина. Как правило, под культурой мы подразумеваем образ жизни человека, его поведение, мышление. По мнению А.С. Кармина, человек живет в созданной им информационной среде, которая и является культурой [Кармин, Новикова, 2006: 464]. Культура состоит из некоторых элементов, через которые происходит осознание культуры [Большой Российский энциклопедический словарь, 2003: 1437]. Этими элементами и являются культурные коды.

Код необходим для того, чтобы понять смысл запечатленного образа в определенной культуре.

Термин «код» является важным понятием в лингвистике. В каждой культуре код понимается по-своему. По Д.Б. Гудкову и В.В. Красных, «код культуры» — это передача опыта как духовного, так и материального, который вырабатывался человеком на протяжении его существования и имеет документальные свидетельства его подтверждения (письма, дневники, отзывы исследователей) [Красных, 2002, М.].

Основными «кодами культуры» являются окружающие нас предметы, мифы, наше тело, животные и другие.

Естественно, что для лингвистов особый интерес представляют фразеологизмы, которые несут в себе культурный код, накопленный веками. Они наиболее ярко отражают народный менталитет.

В рамках данной статьи мы уделим внимание предметному коду культуры.

Данный код культуры связан прежде всего с предметами, окружающими нас повсюду. Предметный код культуры определим как совокупность имен и их сочетаний, которые обозначают объекты и предметы, в том числе, повседневного обихода и приписываемые им свойства. Данные имена несут в дополнение к природным свойствам именуемых объектов и предметов функционально значимые для культуры смыслы, придающие этим именам роль знаков «языка» культуры [Телия, 1996, М.].

Как у любая лингвистическая единица, понятие «код культуры» имеет свои функции в языке.

Во-первых, помогает расшифровать смысл культурных явлений, таких как смысл, ритуал, знак.
Во-вторых, помогает определить смысл тех или иных номинаций, то есть обеспечивает взаимосвязь между знаком и значением.
В-третьих, помогает расшифровать и прочитать текст [Кононенко, 2003, М.:512].

Рассмотрим подробнее понятие «Дом» как предметный код культуры.

В разных культурах понятие дома универсально. Каждая культура понимает это понятие по-своему. Дом вообще является центром освоения пространства и «по дому можно изучать воззрение народа на мир — как он его понимает» [Гачев, 1995:38].

«Дом» может означать строение для жилья, семью, домашнее хозяйство и другое.

Для русского народа данное понятие сводится больше к лексеме «семья». Здесь подразумевается связь между теми, кто проживает в доме. Главенствующую роль отдают хозяину дома- мужчине. Он — добытчик. Женщина же ведет домашнее хозяйство.

В казахском языке понятие дома идентично. Для казахского народа понятие «дом» сокровенно. Дом всегда почитаем, уважаем всеми. Как и для русского народа, главенствующая роль отводится мужчине. Женщина же выполняет роль хозяйки дома, хранительницы домашнего очага, уюта и комфорта.

В английской культуре понятие дома несколько иное. Как правило «дом» — это место, помещение, куда все возвращаются после рабочего трудового дня. Роль хозяина и хозяйки дома стоят приблизительно на одном уровне.

Рассматривая понятие «дом» с точки зрения народного творчества, мы можем отметить приписывание мифологичности данной лексеме. На основе анализа фольклорных произведений мы видим высокий статус лексемы в древней картине мира.

Е.Левкиевская приводит несколько легенд,повествующих о возникновении дома: дом — совместное творчество Бога и Сатаны. Она отмечает, что сама организация дома отражает вертикаль существующего мира: верх — это Бог, низ — это Сатана, середина — это человек и дом, соединяющие верх и низ.

Зачастую писатели и поэты обращаются к этой стороне понятия «дом». В своих работах, затрагивая эту лексему, они пытаются достучаться к первоистокам этого образа, который присутствует в сознании каждого человека независимо от его национальности.

Некоторые писатели пытаются затронуть предметный код культуры понятия «дом» с анатомической точки зрения.

Как мы видим, понятие «дом» активно изучается лингвистами во всех сферах жизнедеятельности человека. Несмотря на то, что лексема принадлежит предметному коду культуры, исследователи продолжают изучать его с точки зрения соматического кода культуры, мифологического. Дом тесно связан с психологией человека, с его историей и жизнью. Было бы неправильно рассматривать его однобоко. Человеческое сознание сильно связано с этим понятие, а значит поле для исследований огромно.

Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь. - М.: БРЭ. - 2003, 1437 с.
  2. Гачев Г.Д. М.: Издательская группа «Прогресс»- «Культура», 1995, 480 с.
  3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - Спб.: Питер, 2006. - 464 с.
  4. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М:Вече, 2003 -512 с.
  5. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / - М.: Гнозис, 2002. - 284 с.
  6. Телия В.Н. Фразеологизм // Русский язык: энциклопедия / Гл.ред.Караулов Ю.Н.- Москва: издательский дом «Дрофа», 1996 — 605-607 с.