Моделировании транспортно-логистических процессов с использованием среды Anуlogic

№96-1,

технические науки

В статье рассматривается применение информационных технологий, в частности программного обеспечения Anylogic для моделирования производственных процессов предприятия. Показана важность имитационного моделирования, в особенности дискретно-событийного моделирования для решения задач в логистике. Также рассмотрена возможность практического применения программы Anуlogic при моделировании транспортно-логистических процессов.

Похожие материалы

В настоящее время применение компьютерного моделирования является необходимым и обоснованным этапом при принятии серьезных управленческих решений в различных сферах производственной деятельности человека. Владение принципами и инструментальными возможностями имитационного моделирования, способность разрабатывать, образовывать, формировать и использовать эти модели при решении различного рода задач стали уже необходимыми требованиями к разным профессиональным специальностям [1].

Имитационное моделирование логистических процессов зачастую осуществляется с использованием программного обеспечения AnyLogic. В программной среде AnyLogic успешно выполняются такие задачи как осуществление планирования действий во времени с возможностью постоянной корректировки на основе периодически обновляемых сведений, а также составление долгосрочных и краткосрочных расписаний. Для создания сложных расписаний применяется комбинация имитационных моделей со специальными оптимизационными эвристиками, которая дает возможность отыскать расписание, которое было бы наиболее близкое к оптимальному. Гибкость продукта AnyLogic позволяет рассматривать процесс управления цепочками поставок в совокупности с прочими процессами компании, к примеру, со стратегическим планированием, маркетингом, управлением персоналом, давая возможность достигать более эффективных решений [5]. Наиболее трудным этапом считается процесс принятия решений, в связи с тем, что требуется рассмотреть большое количество взаимосвязанных, часто стохастических событий. Большинство систем по управлению цепочками поставок предоставляет возможности только мониторинга и документирования процесса, что является необходимой, но не основной составляющей. Использование методов и средств построения имитационных моделей позволяет полностью автоматизировать процессы управления цепочками поставок, начиная от принятия решений и заканчивая мониторингом их выполнения и документирования [2, 3].

Имитационное моделирование может использоваться при принятии решений на стадиях проектирования и анализа производственных систем, транспортных систем и т.д. AnyLogic объединяет возможность создания гибридных моделей на основе моделей системной динамики, дискретно-событийных моделей и агентного подхода [8].

В настоящее время системы моделирования предлагают широкий спектр средств и методов моделирования, основанных на современном уровне развития информационных технологий. Благодаря использованию методов имитационного моделирования и методов рациональной организации труда, возможно предложение комплекса мероприятий по повышению эффективности логистики на рассматриваемом предприятии. Модели AnyLogic могут быть созданы на любой из основных парадигм имитационного моделирования: дискретно-событийном моделировании, системной динамике, и агентном моделировании.

Для того, чтобы проанализировать процессы, проходящие в мире, время от времени удобно рассматривать их как последовательность отдельных важных моментов — событий. Подход к построению имитационных моделей, дающий возможность представить реальные действия подобными событиями получил название "дискретно-событийным". В само понятие дискретно-событийного моделирования заложена возможность анализа статистики по модели с течением времени и различных параметров. При вводе различных данных можно увидеть, как меняется поведение участников процессов [4, 7].

Далее рассмотрим практическое применения данной программы при моделировании транспортно-логистических процессов (ТЛП). Была разработана имитационная модель в программе Anylogic на примере предприятия ООО «Интер». Были рассмотрены 6 зон: разгрузка, приемка, временное хранение, складское помещение, комплектация, отгрузка. Экспериментально была проверена созданная модель и найдены недостатки в работе ТЛП. Были проанализированы результаты проведенного эксперимента. Две зоны (комплектация и отгрузка) на складе из 6 зон были перегружены, в связи с чем и появлялись сбои в работе, большое количество ошибок, простои машин. Далее были проведены эксперименты по изменению заданных первоначально параметров для нахождения состояния, когда не будет перегрузки всех 6 зон. При уменьшении затрат времени на выполнение операций в зоне комплектации, отгрузки и в зоне складирования достигается состояние, когда зоны не перегружены. Эксперимент с моделью показал, что в течение нескольких дней работы имитационной модели зоны не переполнялись. Для достижения данного эффекта в имитационной модели, т.е. для сокращения времени выполнения операций в трех зонах, были предложены мероприятия, включающие Wavepicking, Multipicking, адресного хранения, штрихкодование для внутреннего учета при упаковке товаров, терминал сбора данных, компьютеризация всего складского процесса [6]. Была рассчитана экономическая эффективность по каждому из предложенных мероприятий и показан эффект в целом по совокупности выполнения мероприятий. Благодаря внедрению предложенных мероприятий произошло повышение производительности труда в зоне комплектации. В зоне приемки экономия времени составила 15-20%. Сократилось до 25% время погрузки машины. Сократились количество ошибок при комплектации, отгрузки и приемки на 25-30%.

Таким образом, программная среда Anylogic предоставляет достаточное инструментальное разнообразие средств моделирования материальных и сопутствующих им потоков для решения большое количества задач в управлении цепями поставок [8].

Список литературы

  1. Боев В.Д. Компьютерное моделирование: Пособие для практических занятий, курсового и дипломного проектирования в AnyLogic7:. — СПб.: ВАС, 2014. — 432 с.
  2. Бочкарев А. Планирование и моделирование цепи поставок. – Альфа- пресс, 2008 – 192 с.
  3. Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики. – Спб.:Питер, 2008. – 448с.
  4. Мезенцев К.Н. Моделирование систем в среде AnyLogic6.4.— М.: 2011. 103
  5. Шамис В.А. Рассмотрение моделей в управление цепями поставок с применением имитационного моделирования // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/10/10692 (дата обращения: 23.09.2018).
  6. Шамис В.А. Применение моделирования в управлении транспортно-логистическими процессами // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12608 (дата обращения: 24.09.2018).
  7. Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок– СПб.: Питер, 2006 – 720 с.
  8. Anylogic[Электронный ресурс]. URL: http://www.anylogic.ru/(дата обращения: 21.01.2017).