Национальная инновационная система — стимул для развития высокотехнологичной отрасли

№97-1,

экономические науки

Инновационная деятельность и высокие технологии являются движущей силой современного экономического процветания. В настоящее время мировая экономика ориентирована на развитие высоких технологий, что предполагает создание инновационных продуктов и услуг. В статье освещается роль национальной инновационной системы в развитии высоких технологий. Сектор высоких технологий имеет большие перспективы развития в Армении, но дефицитные и дорогостоящие ресурсы не дают возможности полностью использовать этот потенциал.

Похожие материалы

Процессы начала XXI века начали менять основные направления экономического развития и создавать новые типы экономик, в которых сфера знаний играет ключевую роль и является источником экономического роста. Это означает, что система научных знаний, новые технологии, инновационные процессы, продукты и услуги, а также новые формы бизнеса являются фактором экономического роста. Инновации становятся фактором стратегического роста, влияют на структуру общественного производства, стабилизируют социальную ситуацию в стране. Процесс формирования национальных инновационных систем (НИС) в значительной степени развивается в развитых странах. В зависимости от национальных особенностей и экономического потенциала формируются различные модели НИС.

Анализ существующих в мире национальных инновационных систем позволяет выделить четыре вида НИС. Первый из них условно называют «евроатлантической» моделью, второй — «восточноазиатской», третий — «альтернативной», четвертый — модель «тройной спирали». модель «тройной спирали», получившая практическую реализацию только в последнее десятилетие в США, имеет принципиальное отличие от перечисленных выше не только структурой НИС, но и механизмом взаимодействия ее отдельных элементов. Сегодня процесс формирования отдельных элементов этой модели начинает развиваться и в некоторых странах Западной Европы и Японии[2].

Инновационный процесс — это идея создания новых идей, их совершенствования (исследования и разработки) и коммерциализации новых идей. Очень часто эти идеи не воплощаются в жизнь из-за ряда обстоятельств (большинство из них сталкиваются с финансовыми трудностями, исследовательскими группами, нехваткой ресурсов) или на какое-то время прекращаются. В развивающихся странах разрыв между проблемами передачи технологий получил название технологической “долины смерти”, которая покрывает разрыв между изобретением и созданием новых продуктов [Рисунок 1.]. Технологическая Долина Смерти также характерна для Армении, что можно объяснить тем, что многие страны остановлены из-за финансирования в нашей стране. Это явление характерно для группы стран, в которой слабо развиты или отсутствуют венчурные фонды. С другой стороны, расходы на образование составляют всего 8-8,5% расходов государственного бюджета, что говорит о разделении науки и образования. Что касается затрат на R&D (исследования и разработки), который значительно увеличился за последние годы, но в целом процентная доля ВВП в Армении значительно ниже ведущих стран и сопоставима только со странами с низким уровнем дохода в мире.

Передача технологий и долина смерти
Рисунок 1. Передача технологий и долина смерти

Создание в стране эффективной НИС требует решения ряда принципиальных задач:

  • повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, основываясь преимущественно на отечественные разработки;
  • повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки);
  • устранить фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры, сделав ее более доступной, обеспечив поддержку инновационного процесса начиная с коммерциализации до внедрения инноваций;
  • сформировать действующий рынок интеллектуальной собственности, обеспечивающий условия для активизации спроса на рынке высоких технологий, коммерциализации технологий и прав собственников.

Одним из первых шагов по созданию НИС является формирование целостной инновационной инфраструктуры, включающей, в частности, такие элементы, как технопарки (где авторы перспективных проектов могут доводить их до стадии нового продукта), фонды (где можно получить стартовый кредит), страховые фонды, центры трансфера технологий (где отбирают и оценивают проекты) и т.д. Развитие этих элементов предполагает заметное расширение возможностей финансового обеспечения инновационной деятельности в стране.

Сегодня мы говорим о необходимости высокотехнологичной отрасли, но следует понимать, что невозможно достичь высокого уровня развития технологий без должного уровня образования. По мнению эксперта, следует понимать, что только развитие ИТ-сектора не решит проблему занятости всего населения, поэтому следует развивать и другие отрасли образования[3]. Обучение должно проводиться в двух направлениях:

  • работать с людьми, которые уже работают в этой области;
  • привлекать новых, свежих кадров, способных к инновациям.

Предоставим показатели научных исследований и разработок за последние несколько лет в 2014-2017 гг. Как видно из таблицы 1, расходы на исследования и разработки имеют тенденцию к росту, однако финансирование этой деятельности остается низким. Расходы на исследования и разработки в ВВП составляют всего 0,27 процента. Как видно, количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций в РА невелико, а численность работников в среднем составляет 74 человека.

Таблица 1. Индикаторы научных исследований и разработок в РА[1].

2014

2015

2016

2017

Внутренние расходы на исследования и разработки (млн. драмов)

из которого,

за счет бюджетных средств

10912,0

8285,2

11929,9

9308,4

11074,4

8611,0

11867,6

8981,7

Количество организаций, проводящих исследования и разработки

66

70

69

69

Численность работников научно-исследовательских организаций

5627

5044

4881

4822

Объем научно-технических работ (выпуск) млн. драмов

-

12634,2

12100,5

12228,3

Исследования и разработки

-

12321,0

11650,5

11811,4

Научно-технические услуги

-

313,2

450,0

416,9

Действительно, недавний анализ ОЭСР показал, что увеличение интенсивности НИОКР и инноваций обусловлено широким спектром факторов (ОЭСР, 2006), включая[4]:

  • Снижение антиконкурентного регулирования рынка продукции, что стимулирует бизнес-исследования и развитие и стимулирует инновации. Кроме того, низкий уровень ограничений на прямые иностранные инвестиции важен, поскольку он может улучшить трансграничную передачу знаний.
  • Стабильные макроэкономические условия и низкие реальные процентные ставки, которые способствуют росту инновационной активности путем создания стабильной и недорогой среды для инвестиций в инновации.
  • Наличие внутреннего и внешнего финансирования.
  • Расширение государственных исследований, которые могут поддержать исследования бизнес сектора, хотя расширение обоих одновременно потребует усилий по увеличению предложения человеческих ресурсов.
  • Фискальные стимулы, которые могут быть эффективными в повышении НИОКР, особенно когда фирмы сталкиваются с финансовыми ограничениями. Налоговые льготы для частных НИОКР часто оказываются более сильным стимулом для НИОКР в бизнесе, чем прямая государственная поддержка. Это может быть связано с тем, что значительная прямая поддержка НИОКР направлена ​​на достижение целей правительства, таких как энергетическая безопасность или оборона, а не на стимулирование частных НИОКР.
  • Открытость для зарубежных НИОКР, что связано с более высоким ростом производительности, особенно когда внутренние инвестиции и возможности в НИОКР также высоки.

Создание национальной инновационной системы имеет большое значение в развитии высоких технологий. Важно обеспечить плавную передачу технологий, чтобы не оказаться в Долине Смерти и воплотить в жизнь каждую идею. Инновационная деятельность в значительной степени зависит от программ государственной поддержки. Одной из основных задач государства должна стать коммерциализация и внедрение инноваций и результатов исследований, передача технологий, а также формирование и развитие инфраструктуры, организация и координация инфраструктуры.

Список литературы

  1. www.armstat.am/ru Статистический комитет Республики Армения
  2. http://kapital-rus.ru/articles/article/modeli_formirovaniya_nacionalnyh_innovacionnyh_sistem/
  3. https://news.am/arm/news/480001.html
  4. https://www.oecd.org/sti/inno/39374789.pdf
  5. World Development Indicators 2017 -online Всемирный банк